Луи Брайль
(1809-1852)

Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 18» город Кисловодск

_________________________________________________________

(полное наименование организации, осуществляющей образовательную деятельность, и иной, действующей в сфере образования, расположенной на территории Ставропольского края (далее – образовательная организация)

ОТЧЕТ КРАЕВОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ

2016-2017 учебный год

__________________________________________________________________

(указывается период реализации инновационного проекта (программы))

«Эффективная модель успешной социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья посредством дополнительного образования».

(наименование инновационного проекта (программы))

Наименование образовательной организации (по уставу) Государственная казенная общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 18» г. Кисловодска
Фактический адрес образовательной организации

ул.Линейная 68 г.Кисловодск
Ставропольский край

Ф.И.О. руководителя образовательной организации

Кислюк Светлана Александровна

Ф.И.О. научного консультанта (руководитель программы)

Телешева Светлана Викторовна, заместитель директора, кандидат психологических наук.
Контактный телефон 88793720626
Телефон, факс образовательной организации 88793720626
Сайт образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» tifloschool.ru.
Электронный адрес образовательной организации Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

2. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА (ПРОГРАММЫ)

Наименование инновационного проекта (программы)

«Эффективная модель успешной социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья посредством дополнительного образования»

Основная идея инновационного проекта (программы)

Повышение доступности и качеств образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в Ставропольском крае; создание условий для формирования в Ставропольском крае высоконравственной, образованной, здоровой личности, обладающей базовыми компетенциями современного человека; создание условий для обеспечения законных прав и интересов детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.

Создание целостной и вариативной системы образования учащихся с ОВЗ с преимущественной ориентацией на их инклюзивное обучение с целью полноценной социализации  и включения их в учебную, учебно-профессиональную, досуговую, общественную и трудовую деятельность.

Повышение качества и доступности предоставляемых образовательных услуг и позиционирование школы-интерната как ресурсного центра для общеобразовательных учреждений Ставропольского края, осуществляющих инклюзивное, индивидуальное и надомное обучение.

Современное состояние исследований и разработок по данному инновационному проекту (программе)

основой нашего проекта являются теоретические положения, разработанные такими учеными, как: Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, М.Я. Басов, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, а также работы Л.И. Божович, B.C. Мухиной и других.

Обоснование значимости реализации инновационного проекта (программы) для развития системы образования Ставропольского края

Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенка-инвалида привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило важнейшие инициативы и ориентиры новой образовательной политики.

Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" так определила один из своих приоритетов: «Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…».  В соответствии с «Комплексным планом формирования и реализации современной модели образования – 2020»  «доля неспециализированных образовательных учреждений, в которых созданы условия для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья,  должна составить 70%  к 2016 г., а  доля лиц с ОВЗ, получающих образовательные услуги в неспециализированных учреждениях,  – 70%  к 2020 г.».

Такая постановка задачи  влечет  за собой необходимость структурно-функциональной, содержательной и технологической модернизации образовательной системы.

Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ обусловливает необходимость создания для них  адекватного образовательного процесса именно  в общеобразовательном учреждении, которому отводится центральное место в обеспечении так называемого «инклюзивного» (включенного) образования.

Инклюзивное образование  – это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ОВЗ обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по стандартным программам с учетом его особых образовательных потребностей.  Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками.

 Основной критерий эффективности инклюзивного образования  – успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта ребенка с ОВЗ наряду с освоением им академических знаний.

Анализ статистических данных по вопросам сохранения здоровья детей и подростков в Российской Федерации, мониторинг показателей здоровья учащихся школы-интерната № 18 за последние 5 лет указывает на крайнюю необходимость проведения исследований в области расширения предоставления образовательных услуг учащимся с ограниченными возможностями здоровья .

Цели и задачи инновационного проекта (программы)

Разработка и создание условий перехода к инклюзивному образованию в школе-интернате №18 города Кисловодска путем выявления правовых, методических, психолого-педагогических проблем и информирования родителей и общественности, а также создание условий организации патриотического образования в школе-интернате. 

Создание системы активной социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья, имеющего специальные трудности на пути перехода от группы социальной адаптации, к группе социальной успешности, через группу по интересам, затем к социальной самореализации и социальной ответственности в структуре общественных взаимоотношений.

Совершенствовать внутреннее образовательное пространство школы-интерната, устранить барьеры, путем активного включения в программу «Доступная среда».

Обеспечить адаптивные образовательные программы технологиями инклюзивного образования.

Организовать систему эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса патриотического воспитания.

Организовать работу по раннему выявлению детей с проблемами здоровья,  совершенствовать коррекционно-развивающие технологии, в работе с детьми раннего возраста. Обеспечить эффективность процессов адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе школьного обучения.

Создать систему развития толерантных отношений между работниками школы-интерната и учащимися, а также между семьей и сообществом.

Разработать систему мониторинга процессов развития инклюзивного образования в школе-интернате.

 

Сроки реализации инновационного проекта

2016-2021 год

Основные результаты реализации инновационного проекта (программы)

  1. Увеличение объема научно-методического инновационного реабилитационного коррекционного пространства Ставропольского края.
  2. Улучшение материально-технической базы ГКОУ Специальная школа-интернат № 18, обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
  3. Увеличение доступности передового коррекционно-педагогического опыта социализации детей с ОВЗ через патриотическое воспитание.
  4. Повышение престижа коррекционного общеобразовательного учреждения.
  5. 5.                               Создание условий мотивации специалистов к разработке новых проектов, гарантирующих динамику развития системы российского образования.

 

3. ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА (ПРОГРАММЫ)

1. Исходные теоретические положения.

В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». Главная задача конвенции заключается в том, чтобы детально разработать права инвалидов и выработать пути их реализации. Цель настоящей Конвенции заключается в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства. К инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими (статья 1).

Руководящие принципы Конвенции:

  • Уважение достоинства, присущего человеческой личности, личная самостоятельность, включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости лиц;
  • Недопущение дискриминации;
  • Полная и эффективная интеграция в общество;
  • Уважение различий и принятие инвалидов как части человеческого многообразия и гуманности;
  • Равенство возможностей;
  • Уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность.

Методологической основой нашего проекта являются теоретические положения, разработанные такими учеными, как: Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, М.Я. Басов, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, а также работы Л.И. Божович, B.C. Мухиной и других, изучавших личность ребенка и ее формирование . Все проблемы, включенные в настоящий проект, рассматриваются с позиций единства деятельностного и личностного подходов, сформировавшихся в отечественной психологии.

Деятельностный подход в сопровождении учащихся с ОВЗ предполагает развитие и коррекцию учащегося с ограниченными возможностями здоровья только в процессе деятельности посредством специального обучения, в ходе которого учащийся овладевает психологическими средствами, позволяющими ему осуществлять контроль и управление своей внутренней и внешней активностью. Согласно С.Л. Рубинштейну, деятельность определяется самим объектом, но не прямо, а через «внутренние» закономерности, то есть внешнее воздействие дает тот или иной психический эффект, лишь преломляясь через психическое состояние человека, через сложившийся у него строй мыслей и чувств. В качестве системы внутренних условий выступает личность с ее сложной многоуровневой структурой.

Личностный подход ориентирует специалистов сопровождения на работу с конкретным учащимся с его проблемами и особенностями, обусловленными ограниченными возможностями жизнедеятельности, на развитие его как личности, устойчивой к социальным невзгодам. Благодаря такому подходу ученик постепенно становится хозяином собственного «Я», субъектом деятельности и общения, получает возможность направлять свои усилия на саморазвитие и самореализацию. Чтобы достичь цели сопровождения, необходимо сформировать личность учащегося как субъекта деятельности и общения.

Названные подходы, рассматриваемые в единстве, определяют роль специалистов сопровождения учащихся с ОВЗ в общей системе школы-интерната, задача которых состоит в том, чтобы, используя различные подходы, обеспечить в процессе различных видов деятельности и общения создание внутренних и внешних условий для продвижения учащегося с ограниченными возможностями в развитии.

При разработке проекта нами широко использовались работы, посвященные проблемам аномалий развития психики и личности: Л.С. Выготского, Б.В. Зейгарник, Б.С. Братусь, В.В. Лебединского, М.А. Власовой, М.В. Певзнер, Г.Е. Сухаревой, А.Е. Личко и многих других, утверждающих индивидуальный гуманистический подход в обучении детей с ограничениями жизнедеятельности.

При рассмотрении вопросов, относящихся к проблеме сопровождения учащихся с ОВЗ, мы учитывали не только особенности конкретных дефектов (ЗПР, слепота и слабовидениеи) и их влияние на психику, но и на закономерности развития личности учащегося, независимо от специфики дефекта. Такой подход обусловлен, тем, что развитие как нормального, так и аномального учащегося, согласно исследованиям многих современных ученых, подчиняется общим законам формирования психики и личности человека в онтогенезе.

Анализ исследований по проблеме инклюзивного образования позволил нам при разработке проекта опираться на следующие принципы инклюзивного (включающего) образования:

  • Признание равной ценности для общества всех учеников и педагогов;
  • Повышение степени участия обучающихся в культурной жизни школы-интерната и одновременное уменьшение уровня изолированности части учащихся от общешкольной жизни;
  • Устранение барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в жизни для всех учащихся, а не только для тех, кто имеет инвалидность или относится к тем, у кого есть особые образовательные потребности;
  • Анализ и изучение попыток преодоления барьеров и улучшения доступности школы-интерната для отдельных учащихся, проведение реформ и изменений, направленных на благо всех учащихся школы-интерната в целом.

Мы также использовали следующие подходы инклюзивного образования.

Подход на основе конкретного учащегося с учетом его потребностей, специальных условий и поддержки (выделение группы «особых учащихся», требующих специального обучения; определение методов обучения).

Подход на основе программы (любой ученик может испытывать трудности в процессе обучения, которые могут указать пути совершенствования методики, что приведет к созданию лучших условий обучения для всех учеников). С помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям возможно раскрытие каждого учащегося.

В ходе работы нами были выделены три основных аспекта инклюзивного образования: ценностный, организационный и содержательный.

Ценностный аспект – как наиболее «тонкий», предполагает собственно изменение отношения к учащимся с ОВЗ и «инаковости» в целом. Это признание ценности каждого учащегося вне зависимости от его познавательных, академических и иных достижений. Это изменения на уровне мировоззрения людей, в первую очередь взрослых.

Организационный аспект рассматривается нами как необходимость определить последовательность шагов по организации собственно инклюзивного пространства обучения, воспитания и жизни учащихся в школе-интернате, классе с точки зрения управления и организации процесса.

Содержательный аспект самого процесса инклюзивного образования - основной. Для его реализации необходима разработка не только технологий психолого-педагогического сопровождения, но и значительная адаптация образовательных программ и построение адекватной возможностям учащегося последовательности и глубины подачи программного материала для различных категорий учащихся с ОВЗ по каждой отдельной компетенции или предмету.

2. ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА (ПРОГРАММЫ).

Реализация проекта рассчитана на 5 лет с 2017 по 2021 год. В реализации проекта «Социализации детей с ограниченными возможностями здоровья»планируется три этапа подготовительный 2016-2017 год, основной деятельности 2017 - 2019 год, заключительный 2020 год.

 3. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА (ПРОГРАММЫ), НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОТ.

Содержание работы Сроки Исполнители, ответственные Форма представления результата
Организационно-управленческие аспекты
Уточнение состава группы учителей и специалистов, реализующих проект Сентябрь Директор Списки учителей и специалистов, реализующих проект
Обеспечение нормативно-правовой базы реализации проекта Сентябрь Директор Приказы, положения, должностные обязанности
Организация работы педагогического коллектива в условиях реализации проекта Сентябрь Координатор проекта (зам. директора по УВР) Расписание проведения уроков, внеурочных занятий, коррекционно-развивающих занятий, создание команды взаимодействия участников
Согласование с семьей учащихся с ОВЗ и утверждение индивидуальных образовательных программ учащихся с ОВЗ Октябрь Координатор проекта Зам. директора по ВР Утвержденные индивидуальные образовательные программы учащихся с ОВЗ на 2016 - 2017 учебный год
Организация поддержки и сопровождения проекта: • психолого-педагогического; • научно-методического; • информационного Сентябрь – декабрь Координатор проекта Разработанные направления проекта
Состояние программно-методического обеспечения образовательного процесса Сентябрь Координатор проекта Решение совещания при директоре
Контроль хода реализации проекта Сентябрь – декабрь Координатор проекта Рабочие материалы
Обеспечение школы необходимым оборудованием, создание безбарьерной среды Сентябрь – декабрь Директор, координатор проекта Оборудование кабинетов
Научно-методическое сопровождение реализации проекта
Погружение в проблемное поле, принятие целей и задач проекта, планирование работы по его реализации Август– октябрь Директор, координатор проекта Проект
Повышение профессиональной компетентности педагогических работников через курсы повышения квалификации по организации инклюзивного образования Ноябрь Директор Наличие пройденной курсовой подготовки у директора, заместителя директора по УВР, педагога-психолога, воспитателя ГПД
Обучение и социализация учащихся с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве современной России Январь Директор, координатор проекта Решение педсовета
Состояние работы классных руководителей по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию учащихся Январь Зам. директора по ВР Решение совещания при директоре
Система работы со школьным сайтом Январь Координатор проекта, учитель информатики, педагоги Решение совещания при директоре
Интеграция воспитательных усилий школы-интерната, семьи и общества Март Зам. директора по ВР Решение педсовета
Состояние работы школы-интерната по укреплению здоровья учащихся Март Координатор проекта Материалы анализа
Мероприятия в рамках реализации проекта
Проведение социальной недели для воспитанников дошкольной группы 2 раза в год «Я – человек!» Октябрь апрель Директор Решение совещания при директоре
Проведение социальной недели для воспитанников средней школы 1 раза в год «Я- гражданин! » Октябрь июнь Директор Решение совещания при директоре
Проведение социальной недели для воспитанников старшей школы 1 раза в год «Я – патриот!» Январь июнь Директор Решение совещания при директоре

 4. СПИСОК СОТРУДНИКОВ ПРИВЛЕЧЕННЫХ К РАБОТЕ В РАМКАХ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА ЗА ПЕРИОД 2016-2017 УЧЕБНОГО ГОДА.

Ф.И.О. участника инновационного проекта Должность, категории, ученая степень, звание (если имеется) Функциональные обязанности в ходе реализации инновационного проекта
1. Кислюк Светлана Александровна Директор школы, высшая Руководитель инновационной площадки
2. Самозванцева Людмила Васильевна Зам директора школы, высшая Административно-управленческий аппарат
3. Телешева Светлана Викторовна Зам директора школы, высшая, кандидат психологических наук Административно-управленческий аппарат
4. Севастьянова Людмила Ивановна Дефектолог, высшая Представители организации
5. Куликов Вячеслав Александрович Учитель музыки, высшая Представители организации
6. Каргинова Ирина Николаевна Воспитатель, первая Представители организации
7. Ляхова Светлана Викторовна Педагог-психолог, высшая Представители организации
8. Земляк Татьяна Николаевна Учитель физкультуры, высшая Представители организации
9. Рыбкина Александра Николаевна Учитель ИЗО, высшая Представители организации
10. Куценко Елена Викторовна Учитель биологии, высшая Представители организации
11. Репецкий Олег Васильевич Учитель физкультуры, высшая Представители организации
12. Алешникова Галина Максимовна Социальный педагог Представители организации 


 5. МЕРОПРИЯТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА ЗА ПЕРИОД 2016-2017 УЧЕБНОГО ГОДА.

В ГКОУ «Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 18 в рамках реализации мероприятий инновационной площадки по теме: «Эффективная модель успешной социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья посредством дополнительного образования», функционирующей на основании приказа Министерства образования и молодежной политики Ставропольского края № 1255-пр от 11.11.2016 года на период с 01 января 2017 года до 30 июня 2017 года решались следующие задачи:

разработаны локальные нормативные акты, регламентирующие деятельность инновационной площадки;

разработана и создана система условий перехода к инклюзивному образованию в школе-интернате №18 города Кисловодска путем выявления правовых, методических, психолого-педагогических проблем и информирования родителей и общественности, а также создание условий для организации патриотического образования в школе-интернате;

создана система активной социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья, имеющего специальные трудности на пути перехода от группы социальной адаптации, к группе социальной успешности, через группу по интересам, затем к социальной самореализации и социальной ответственности в структуре общественных взаимоотношений;

разработана система повышения квалификации специалистов участвующих в инновационной деятельности;

разработана программа инновационной деятельности образовательного учреждения по теме: «Эффективная модель успешной социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья посредством дополнительного образования»;

организованна система сетевого взаимодействия и сотрудничества с другими организациями.

Проведены следующие научные и научно-методические мероприятия:
Для обобщения опыта работы педагогов образовательной организации 4 специалиста во главе с руководителем Кислюк С.А. приняли участие в работе по Проекту Министерства образования и науки РФ «Разработка программно-методического и учебно-дидактического обеспечения реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образовательного стандарта образования, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 дополнительный, 1 классы)», исполнителем которого является Издательство «Просвещение».

С 2017 года педагогический коллектив Школы –интерната № 18 принимает участие в апробации порядка профориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в общеобразовательных организациях, проводимой Автономной некоммерческой организацией «Суваг» город Москва. У образовательного учреждения уже накоплен опыт работы сетевого взаимодействия с образовательными организациями системы среднего и высшего профессионального образования и некоммерческих образовательных организаций, в том числе:

1. ГБОУ СПО "Кисловодский Медицинский колледж" Минздрава России
2. ГБПОУ СК "Кисловодский медицинский колледж" Ставропольского края
3. ГБПОУ «Ессентукский Центр реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья»
4. ФКПОУ «Курский музыкальный колледж-интернат слепых»
5. ГБОУ ВО "Ставропольский государственный педагогический институт" в г. Ставрополь
6. Филиала ГБОУ ВО "Ставропольский государственный педагогический институт" в г. Ессентуки
7. Некоммерческое партнерство общеобразовательная организации «Школа № 21» г.Кисловодск

Обеспечить эффективность процессов адаптации и социализации учащихся с особенностями развития на этапе школьного обучения помогает профориентационная работа.

Для повышения эффективности профориентации большое значение имеет привлечение к этой работе представителей профессиональных и высших учебных заведений. В первом полугодии 2017 года состоялась вторая встреча молодых ученых из российских педагогических вузов в рамках программы «Наставники и ученики» прошла в Ставропольском крае. Студенты со своими научными руководителями посетили Ставрополь, выступили на студенческой научной конференции «Мир без границ. В рамках выездной сессии участники проекта «Наставники и ученики» посетили ГКОУ «Специальную коррекционную общеобразовательную школу-интернат № 18». Были проведены мастер – классы педагогов школы-интерната. В завершении профессионального общения учителя и воспитатели школы посетили мастер-класс Соломатиной Ирины Владимировны заведующей лабораторией изучения и воспитания слепоглухих детей Института коррекционной педагогики РАО, кандидата психологических наук. Мероприятие прошло на высоком профессиональном уровне в теплой дружественной обстановке.

 

Популяризация опыта работы педагогического коллектива

За отчетный период проведены следующие мероприятия:

Обучающий мастер - класс «Социализация ребенка раннего возраста с применение тифлокондуктивных технологий»;

Семинар - практикум «Социализация ребенка раннего возраста с применение тифлокондуктивных технологий», цель проведения популяризация опыта тифлокондуктивного сопровождения ребенка раннего возраста, приняли участие 38 человек студентов педагогических ВУЗОВ Ставропольского края.

Семинар-практикум. В мае 2017 года проведен обучающий семинар-практикум для специалистов и руководителей образовательных учреждений Ставропольского края на тему: «Инклюзивные технологии в раннем сопровождении детей-инвалидов и детей с ОВЗ от 0 до 3-х лет. Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста». Модератор Палиева Надежда Андреевна, советник при ректорате, доктор педагогических наук, профессора. Слушателям были предложены экскурсии и мастер-классы, с целью ознакомления с учебно-воспитательным процессом школы, обзор инновационно-образовательных технологий, в том числе выполнение федеральных государственных образовательных стандартов начального обучения с элементами электронного обучения, демонстрации адаптивных программ с тьюторским сопровождением. Специалисты получат практические рекомендации по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. 

Н.А.Палиева с докладом для педагогов и специалистов

Практика студентов СГПИ г. Ессентуки в отделении тифлокондуктивного сопровождения и в кабинете педагога-психолога.

Педагоги ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 18 принимают активное участие в конкурсах педагогического мастерства, дипломом Всероссийского фестиваля педагогического творчества награждена Колесниченко Татьяна Яковлевна, учитель технологии за распространение педагогического опыта. ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 18 в лице директора Кислюк С.А. отмечены благодарственным письмом конкурса. За активное участие педагогических работников в фестивале в 2016-2017 учебном году, за создание условий для профессионального развития и обмена инновационным опытом между педагогами образовательных организаций.

Сотрудничество с Филиалом ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Ессентуки. Директор Кислюк С.А. приняла участие в итоговой государственной экзаменационной комиссии: по направлению 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Педагогика и психология инклюзивного образования», 44.03.03. Специальное (дефектологическое)образование, профиль «Специальная психология».

Сотрудничество с Государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт», центр профессиональной подготовки и переподготовки кадров. Заместитель директора Телешева С.В., кандидат психологических наук приняла участие в итоговой государственной экзаменационной комиссии: по направлению 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Тифлопедагогика» 44.03.03. Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Специальная психология».

По состоянию на 01.07.2017 года в рамках работы инновационной площадки обучающими мероприятиями охвачено 58 человек действующих специалистов педагогов и студентов педагогических вузов Ставропольского края.