Луи Брайль
(1809-1852)

История специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 18 III и IV видов г. Кисловодска

1943-2013гг.

Школа-интернат в Кисловодске  открылась в 1943 году, когда шла жестокая война, когда на фоне великой народной беды судьба слепых и ослепших, покалеченных войной, казалась малой каплей в чаше великого горя, государство сочло возможным позаботиться о своих детях.

Григорий Иванович Батырев, первый и незабываемый директор школы, на попутных машинах за свой счет объездил города-курорты в поисках места для школы. Таким помещением стал бывший Карачаевский детский дом по улице Донской, 5, который на тот момент был свободен.

На первых порах это была малокомплектная школа, где отсутствовало многое необходимое для учения: приборы, бумага, учебники. Работали педагоги и ученики в основном устно. Учебные «кабинеты» после занятий сначала превращались в столовые, затем — в спальни. А начальные классы занимались в комнате, где жил директор с семьей.

В конце 1943 года школа была переведена на Бермамыт. Здесь было более просторное, а в сравнении с первым «роскошное» помещение, правда, отсутствовало освещение, отопление, но к трудностям коллективу школы было не привыкать. Не смущало, что в школе всего 26 голых кроватей, что о постельном белье, тепле, горячей воде и сытой пище оставалось только мечтать.

И все же школа жила, крепла, обустраивалась, доставала топливо, строительные материалы, белье, учебники, бумагу.

Сначала школа давала лишь начальное образование, затем – восьмилетнее, а с 1956 года  - десятилетнее.

Воспитанники  тех лет тепло воспоминают  своего первого директора Григория Ивановича Батырева, человека неуемной энергии, так много сделавшего в эти тяжелейшие годы для детей и школы, его жену Марию Николаевну, учительницу русского языка и литературы, первого завуча школы Громову Людмилу Ивановну и многих других.

15 августа 1945 года состоялся первый выпуск учащихся восьмого класса. Их было всего 10, и они продолжили учебу в Куйбышевской средней спецшколе. Одна из первых выпускниц, окончив затем институт, вернулась в родную школу учителем истории. Это Анна Алексеевна Курбанова, проработавшая в школе 37 лет.

Выпускники 1948 г. Выпускники 1957 г. Выпускники 1962 г.
Выпускники 1948, 1957, 1962 годов

Школа гордится своими выпускниками. За время существования из ее стен вышли замечательные люди: Пасечник И.И. – доктор технических наук (г. Тула), Серазетдинов А. – руководитель вычислительного центра при котлотурбинном институте (г. Санкт-Петербург), Иванов Г.А. – кандидат физико-математических наук (г. Санкт-Петербург), Ярошенко А.А. – доктор юридических наук (г. Краснодар), Ашихмин Л.С. – кандидат исторических наук (г. Орел), Мухин В.В. – доктор наук (г. Дзержинск).

Пасечник И.И., выпускник 1946 г., доктор технических наук, преподаватель Тульского горного института Мосенко А.И., выпускник 1957 г., преподаватель математики Серженко В.Т., выпускник 1949 г., преподаватель дополнительного образования Багданов А.В., выпускник 1947 г., юрист в г. Северодвинске
Пасечник И.И.
выпускник 1946 г.
доктор технических наук, преподаватель Тульского горного института
Мосенко А.И.
выпускник 1957 г.
преподаватель математики
Серженко В.Т.
выпускник 1949 г.
преподаватель дополнительного образования
Багданов А.В.
выпускник 1947 г.
юрист в г. Северодвинске

В школе всегда уделялось большое внимание художественной самодеятельности, это в дальнейшем определило путь многих учеников: Голиков В.А. – закончил консерваторию в г. Саратове, Хохулин В.Ф. – в Киеве, братья Абакаровы, Аникеев В.В. – Ростовский филиал института имени Гнесеных.

Руководят художественной самодеятельностью Пыхтин Ю.М. (г. Ставрополь), Крысенко А.Т. (г. Георгиевск), Смарыга Т.Б. (г. Черкесск), Серженко В.Т. (г. Кисловодск).

Гордится школа  и своими спортивными результатами. Так, чемпионами мира по шахматам среди незрячих были Стрежнев П.П. и Гимадеев А.Г., чемпионами России по легкой атлетике  – Гасанова Х., Стегулова Е., Серженко И., Исаев С., чемпионом по гимнастике – Андреев Н.

А сколько наших выпускников, получивших профессию массажиста, успешно трудятся, возвращая людям здоровье, во всех уголках России.

В стенах школы трудились и трудятся педагоги, тоже когда-то успешно окончившие это же учебное заведение: Масенко А.И., Жукова А.И., Серженко В.Т., Писаревская М.П.

Долгие годы отдали школе учителя и воспитатели: Оршанский Ю.А., Боровков П.В., Дуженко В.С., Кондрашов П.М., Михайлина К.Н., Охмат К.Н., Сенькин В.И., Сенькина Г.Н. – чье внутреннее богатство, душевная щедрость, безмерная преданность своему делу вызывали и вызывают безмерную любовь и уважение учащихся.

Вспомним и назовем всех руководителей школы с момента образования до сегодняшнего дня: Батыров Г.И. (1943-46); Овачов (1946-48); Кубраков П.И. (1948-52); Нелюбина А.Т. (1952-71); Чепусов А.А. (1971-74); Ликов Д.С. (1974-78); Симоненко В.С. (1978-91); Полухин В.М. (1991-97); Алешникова С.А. (1997-по настоящее время).

Кабинет релаксацииЗанятие в кружке «Художественная лепка»Сегодня Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат № 18 III и IV видов (незрячих и слабовидящих детей)» г. Кисловодска уверенно смотрит в будущее. Эта уверенность основывается на прочном фундаменте: продолжая славные традиции, школа представляет собой коррекционное учебное заведение, постоянно совершенствующее содержание и структуру обучения и образования, сохраняющее здоровье и обеспечивающее условия нормального развития детей, имеющих проблемы со зрением.

Основными целями учреждения являются:

  • КВН-2003обеспечение обучения, воспитания, коррекции первичных и вторичных отклонений в развитии у воспитанников с нарушениями зрения, развитие сохранных анализаторов, формирование коррекционно-компенсаторных навыков, способствующих социальной адаптации воспитанников в обществе;
  • создание благоприятных условий для всестороннего развития личности, в том числе путем дополнительного образования;
  • формирование общей культуры личности обучающихся на основе условия обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптации к жизни в обществе;
  • создание основы для осознанного выбора и последующего освоения   профессиональных образовательных программ;
  • формирование у обучающихся картины мира, соответствующей современному уровню знаний, обеспечение на этой основе свободного выбора взглядов и убеждений;
  • воспитание человека-гражданина, активно включенного в современное общество и нацеленного на развитие в стране гражданского общества, на развитие, укрепление и совершенствование правового государства.

Спальня 1950 г.Кабинет начальных классовШкола-интернат № 18 реализует образовательные программы начального, общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, дополнительные образовательные программы и оказывает дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами основных общеобразовательных программ, определяющих его статус (учреждения), исходя из индивидуальных возможностей детей.

Учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ 3-х ступеней общего образования:

  • Кабинет биологии и химиипервая ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения 4 – 5 лет);
  • вторая ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения 5 – 6 лет);
  • третья ступень – среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения 2 года);
  • общий срок обучения – 12 лет.

В школе одновременно обучаются и воспитываются до 150 детей из разных республик Северного Кавказа (Ингушетии, Осетии, КБР, КЧР, Калмыкии), составляя многонациональную, дружную семью. Многие новички приходят с незнанием русского языка, что затрудняет работу педагогическому коллектив школы.

С детьми работает большой и дружный коллектив квалифицированных учителей и воспитателей, который обеспечивает полноценное усвоение программного материала, развитие познавательной активности, адаптации и Кабинет функциональной диагностикив дальнейшем интеграции слепых и слабовидящих детей в общество.

Физио кабинетВ школе созданы кабинеты по каждому предмету, которые хорошо оснащены необходимыми наглядными пособиями, а с 1998 года функционирует и кабинет информатики, дающий возможность учащимся овладеть компьютерной техникой и получить первоначальное профессиональное образование оператор ЭВМ. С 2008 года школа работает по программе дистанционного обучения, позволяющей обучать детей-инвалидов, не посещающих школу. Каждому обучающемуся предоставлен комплект оборудования, включающий в себя: Выступление танцевального коллективапринтер, монитор, системный блок, сканер, веб-камеру, электронный планшет для рисования.

Театрализованное представлениеРаботают медицинские кабинеты: глазного врача, врача-педиатра, физиокабинет, кабинет ЛФК. Дети в течение всего  учебного года находятся под наблюдением врачей, получают необходимое лечение.

Два раза в год проходят углубленный медицинский осмотр.

В практику обучения и воспитания учащихся внедрены Кабинет релаксациитифлотехнические средства, расширяющие познавательные возможности слепых учащихся.

В школе функционируют спортивный, тренажерный, актовый залы, столовая, кабинет ритмики и релаксации, библиотека, игровая комната, комната отдыха.

Большие изменения произошли в жизни школы за последние годы. Коллективом и руководством школы многое сделано для того, чтобы детям в школе было тепло и уютно. Все классы имеют привлекательный вид, а кабинеты начального звена разделены на рабочие уголки – это места, где ребенок может почувствовать себя относительно автономно (кукольный уголок, уголок для чтения, для занятий творческим трудом и т.д.).

Спортивно развлекательный комплексДети гордятся «зимним садом», нарядным преобразованным актовым залом с просторной сценой, где они Столоваяс удовольствием демонстрируют свое мастерство, кабинетом релаксации, где восстанавливают свое душевное равновесие.

А сколько интересного, необычного вы увидите на стендах! Вышивка, вязание, изделия школьной столярной мастерской, поделки из глины. Дети, даже совсем слепые, вяжут, лепят, вышивают под руководством Елены Ивановны Пустовит и Александры Николаевны Рыбкиной. Школьники прекрасно поют и танцуют, сочиняют стихи, успешно осваивают музыкальные инструменты и компьютер. Зимний садКисловодская школа-интернат увлечена этой деятельностью в области эстетического воспитания. Директор школы Компьютерный классСветлана Александровна Кислюк считает, что цель педагогического коллектива – не только воспитание творчески активной личности, но и формирование у учащихся базовой культуры.

Многогранная учебно-воспитательная и коррекционно-восстановительная работа, проводимая в школе, позволяет помочь взрослеющему человеку быть субъектом собственной жизни, способным на сознательный выбор, на разумный отбор жизненных позиций.

Много внимания уделяется работе по социальной реабилитации детей, подготовке к семейной жизни, жизни в обществе.

Шире стали наши внешкольные связи с образовательно-культурными центрами города. Совместные Тренажерный класстематические вечера, конкурсы, КВН, олимпиады, проводимые с учащимися средних школ города, работниками центральной библиотеки стали традиционными.

Но самое главное то, что в Кисловодской школе ребята учатся быть полезными гражданами своего Отечества.

Коллектив продолжает строить Школьный Дом. И убежден, что это – не здание, не кабинеты и мастерские, не образцовая наглядная агитация.

Школьный Дом – это возвышенный дух, мечта, идея. И все это мы будем претворять в жизнь общими усилиями дружного, работоспособного коллектива.