Луи Брайль
(1809-1852)

Доступная среда

Отчет об использовании оборудования в рамках программы «доступная среда» 2016 год

Основное школьное образование направлено на передачу определенной суммы знаний, умений и навыков. Образование инвалидов - находит практическое применение полученным в основной школе знаниям и умениям, помогает раннему самоопределению ребенка, развивает его творческий потенциал, прививает навыки адаптации к современному обществу, является полноценной организацией свободного времени. Образование, является личностно-ориентированным, предполагает свободный выбор ребенком сфер и видов различной деятельности.

Современная социальная политика Российской Федерации направлена на обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. Особое внимание при этом уделяется повышению доступности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 № 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы» к 2020 году должно произойти увеличение до 50% доли детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих образование, от общей численности детей-инвалидов данного возраста.

С этой целью в нашем общеобразовательном учреждении созданы условия для обучения детей-инвалидов, в том числе создана архитектурная доступность и оснащение оборудованием.

В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» в организации образования детей для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата должны быть обеспечены:

- возможностью беспрепятственного доступа учащихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, осуществляющей образовательную деятельность;

- возможностью их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).

Реализуя данное Постановление администрацией школы было приобретено автономное подъемное устройство, которое предназначено для оказания помощи лицам с нарушениями опорно-двигательного аппарат для подъема и спуска на лестничных маршах в здании школы. Автономное подъемное устройство позволяет осуществлять подъем и спуск пользователя в присутствии сопровождающего лица, а приобретенный пандус позволяет беспрепятственный доступ в здание, для экстренного вызова работника школы при входе в учреждение и в санкомнате установлена кнопка вызова. Для удобства инвалидов-колясочников оборудована санитарная комната со специальными сантехническими приборами, металлическими поручнями в санитарной комнате и на лестничных маршах.

Наше образовательное учреждение создано для детей с проблемами зрения, на базе школы обучаются 170 человек детей- инвалидов и детей с ОВЗ. Для этой категории детей необходимо надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. Для этих целей были приобретены и установлены тактильные таблички с названием классов и других помещений, что является неотъемлемой частью доступной среды и обеспечивают слабовидящим и незрячим людям тактильную доступность важной информации. Тактильные таблички имеют плоско-выпуклые надписи, считывающиеся при соприкосновении. Вся текстовая информация на тактильных табличках дублируется плоско-выпуклым шрифтом Брайля.Доступность планов и карт в общественных местах, помогают ориентироваться в пространстве и на территории школы.

Перспективным направлением развития детей является электронное обучение и дистанционное образование. В связи с этим создание специальных условий подразумевает оснащение учреждения дополнительного образования специализированным ИКТ-оборудованием, для этих целей были приобретены 10 ноутбуков (портативное устройство) с программным обеспечением для слабовидящих детей. Процесс успешной социализации детей может быть организован в рамках программ дистанционного обучения. Преимуществом данной модели является возможность воздействовать на процессы социализации ребенка, увеличить шрифт, озвучить заданный материал, а также возможность освоения ребенком новых информационных технологий, решение задач его адаптации в виртуальном мире, развитие коммуникативных и информационных компетенций, создание условий для индивидуализации образования. Специализированный принтер по Брайлю приобретенный в рамках программы «Доступная среда» позволяет распечатать текст специальным шрифтом для слепых детей, что позволит разнообразить учебно-воспитательный процесс, с экономить время набора текстов в ручную. Для информирования инвалида и его семьи о доступных маршрутах, информации об образовательном учреждении, приобретен и установлен автоматизированный программно-аппаратный комплекс в количестве 1 штука.В конференц-зале для восприятия широкого диапазона звуков приобретена и установлена специализированное устройство для воспроизведения звука. Стационарная индукционная система предназначена для обучающихся с нарушениями слуха. Стационарная индукционная система создает электромагнитное поле. использование индукционной системы улучшает качество звука, уменьшает фоновые шумы, убирает реверберацию и искажение звука, снижает возможность возникновения усталости в процессе использования, повышает четкость звучания и повышает разборчивость речи, также улучшает качество речи при удаленном расположении от источника звука.
Коррекционно-развивающий программный комплекс «Специализированный комплекс» предназначен для проведения индивидуальных и фронтальных занятий по развитию, коррекции слуха и речи в кабинете логопеда.Коррекционно-развивающий программный комплекс включает в себя специально подготовленный набор учебно-коррекционных программ, которые направлены на помощь детям, которые имеют нарушения:- слуха;- речи разной степени тяжести и происхождения (голоса, дыхания, звукопроизношения), а также такие расстройства, какринолалия, алалия, афазия, заикание и т. д. Для исправления речи используется логотренажерАппарат АКР-01. Монолог» в количестве 1 шт.

Большое внимание образовательное учреждение уделяет каждому ребенку, заботиться о его здоровье, в частности об его осанки для этого приобретены специализированные столы и стулья в количестве 12 штук,для детей с ДЦП приобретены специальный стол ученический 1 шт и стул-кресло – 1 шт, данные комплексы дают возможность ребенку находиться в правильном положении без излишнего мышечного напряжения, вес тела должен быть распределен правильно, что служит развитию основных двигательных навыков, стимулировать ребенка к действиям, направленных на формирование его физического и умственного развития, способствующее его адаптации.

Для музыкальной социализации детей и дальнейшей профориентационной работы, приобретены три специализированных баяна с кнопками по Брайлю: АККО «Юниор» 1шт, АККО «Витя»- 2 штуки. Данная работа направлена на профориентацию и приобретение профессии связанной с музыкальной деятельностью.
Образовательный процесс должен соответствовать индивидуальным запросам каждого ученика, предоставляя ему возможность продвигаться по своей личной образовательной траектории, а также должен способствовать формированию индивидуальных запросов, вовлекая учащихся в активную деятельность, ориентированную на личностное развитие.

 

Паспорт доступности (.DOC, 64 Кб)