Луи Брайль
(1809-1852)

Логопедический пункт

Перспективный план логопедического пункта (.pdf)

Перспективный план работы учителя-логопеда (.pdf)

Логопед в нашей школе – это педагог, занимающийся коррекцией и развитием речи. Свою работу логопед начинает с детьми с 3-х летнего возраста, потому что именно в этом возрасте проявляются речевые нарушения. Некоторые дети не могут выговорить отдельные звуки, другие заикаются, страдают дислексией или дисграфией, просто не разговаривают или имеют более серьезные проблемы. Если не исправить дефекты в нужный момент, потом у ребенка могут возникнуть проблемы с развитием, обучением и психикой. В своей практике логопед применяет разные упражнения, логопедический массаж, используют специальные игры и пособия. Все дети разные, поэтому часто логопеду приходится искать индивидуальный подход к каждому ребенку.

Человек с дефектами речи часто имеет много комплексов и не может нормально общаться с другими. Логопед помогает избавиться от разного рода дефектов и делает жизнь ребенка лучше.

В нашей школе работает логопед с огромным опытом работы имеющий знания в области офтальмологии, тифлопедагогики, владеет соответствующими приемами обучения, применения средств наглядности. Логопед корректирует произносительную сторону речи, развивает речь, познавательную деятельность и активизирует двигательную сферу ребенка. Это обеспечивает активизацию сохранных анализаторов, развитие проприоцептивной чувствительности у детей с нарушениями сенсорной сферы.

Коррекционная работа со слепыми и слабовидящими учащимися начальных классов осуществляется в условиях естественного педагогического процесса. Большое значение придается логопедическому воздействию на специально организованных занятиях, которые проводятся дифференцированно, с учетом состояния зрения детей, их речи, способов восприятия и индивидуальных особенностей. В соответствии с этим комплектуются логопедические группы.

Из-за специфики и сложности работы со слепыми детьми, занятия с ними значительное время проводятся индивидуально. Преобладающими являются индивидуальные занятия и с детьми, имеющими сложное нарушение речи и несформированность неречевых функций.

На занятиях используется специальная наглядность, крупная фронтальная (до 15-20 см) и дифференцированная индивидуальная (от 1 до 5 см); использует фон, улучшающий зрительное восприятие при демонстрации объектов; использует пособия красного, оранжевого, желтого цвета, подставок, позволяющих рассматривать объекты в вертикальном положении; использование по возможности реальных предметов; иллюстрированный материал максимально реальный и четкий; нельзя использовать картины с блестящей поверхностью; для раздаточного материала лучше использовать силуэтные рисунки;

Занятия логопеда посещают обучающиеся 1-7 классов. Группы комплектуются в первые недели сентября по результатам обследования обучающихся каждого класса и рекомендациям КПМПК.

Работа логопеда ведется по нескольким направлениям:

  1. Развитие общей и мелкой моторики.
  2. Развитие артикуляторной моторики и мимики.
  3. Коррекция звукопроизношения.
  4. Коррекция просодии.
  5. Коррекция слоговой структуры слова.
  6. Обогащение словарного запаса.
  7. Коррекция грамматического строя речи.
  8. Развитие связной речи.
  9. Коррекция нарушений письма.
  10. Развитие внимания, памяти, восприятия, эмоционально-волевой сферы.