Луи Брайль
(1809-1852)

Инновационная площадка по теме: «Эффективная модель успешной социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья посредством дополнительного образования»

В соответствии с приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 июля 2013 г. № 611 «Об утверждении порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования», министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 27 декабря 2013 года № 1374-пр «Об утверждении Порядка признания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных организаций, действующих в сфере образования на территории Ставропольского края, а также их объединений краевыми инновационными площадками в Ставропольском крае». Утвержден перечень краевых инновационных площадок, функционирующих в сфере образования Ставропольского края, по состоянию на 1января 2017 года. Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 18» признано инновационной площадкой по теме: «Эффективная модель успешной социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья посредством дополнительного образования» сроком до 01 января 2020 года.

 

 

Всем известно, что в 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». Основная задача конвенции заключалась в детальной разработке прав инвалидов и выработке путей их реализации. Цель настоящей Конвенции заключается в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства. К инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими (статья 1).
В разработке нашего проекта мы руководствовались принципами Конвенции:
- уважение достоинства, присущего человеческой личности, личная самостоятельность, включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости лиц;
- недопущение дискриминации;
- полная и эффективная интеграция в общество;
- уважение различий и принятие инвалидов как части человеческого многообразия и гуманности;
- равенство возможностей;
- уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность.
В ГКОУ «Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 18 в рамках реализации мероприятий инновационной площадки по теме: «Эффективная модель успешной социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья посредством дополнительного образования», функционирующей на основании приказа Министерства образования и молодежной политики Ставропольского края № 1255-пр от 11.11.2016 года на период с 01 января 2017 года по 1.01.2020 года.

За период работы с 01 января 2017 года до 01 января 2018 года решены следующие задачи деятельности инновационной площадки: разработаны локальные нормативные акты, регламентирующие деятельность инновационной площадки; разработана и создана система условий перехода к инклюзивному образованию в школе-интернате №18 города Кисловодска путем выявления правовых, методических, психолого-педагогических проблем и информирования родителей и общественности, а также создание условий для организации патриотического образования в школе-интернате;
расширена программа активной социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья, имеющего специальные трудности на пути перехода от группы социальной адаптации, к группе социальной успешности, через группу по интересам, затем к социальной самореализации и социальной ответственности в структуре общественных взаимоотношений; разработана система повышения квалификации специалистов участвующих в инновационной деятельности;
разработана программа инновационной деятельности образовательного учреждения по теме: «Эффективная модель успешной социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья посредством дополнительного образования»; организованна система сетевого взаимодействия и сотрудничества с другими организациями.

У образовательного учреждения уже накоплен опыт работы сетевого взаимодействия с образовательными организациями системы среднего и высшего профессионального образования и некоммерческих образовательных организаций, в том числе:

  1. ГБОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» г.Ставрополь
  2. ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Ставрополь
  3. Филиала ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Ессентуки
  4. ГБОУ ВО «Российский государственный социальный университете» филиал в г. Пятигорске
  5. ГБОУ школы-интерната № 1 имени К.К.Грота Красногвардейского района Санкт-Петербурга
  6. ГБОУ СПО «Кисловодский Медицинский колледж» Минздрава России
  7. ГБПОУ СК «Кисловодский медицинский колледж» Ставропольского края
  8. ГБПОУ «Ессентукский Центр реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья»
  9. ФКПОУ «Курский музыкальный колледж-интернат слепых»
  10. Некоммерческое партнерство общеобразовательная организации «Школа № 21» г.Кисловодск
  11. Литературно-музыкальный музей «Дача Шаляпина»
  12. ДМШ №1 и ДМШ №2 города Кисловодска
  13. МБУК «Выставочный зал» город Кисловодск

Проведены следующие научные и научно-методические мероприятия:
Для обобщения опыта работы педагогов образовательной организации 4 специалиста во главе с руководителем Кислюк С.А. приняли участие в работе по Проекту Министерства образования и науки РФ «Разработка программно-методического и учебно-дидактического обеспечения реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образовательного стандарта образования, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 дополнительный, 1 классы)», исполнителем которого является Издательство «Просвещение».

С 2017 года педагогический коллектив Школы – интерната № 18 принимает участие в апробации порядка профориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в общеобразовательных организациях, проводимой Автономной некоммерческой организацией «Суваг» город Москва.

Профориентационная работа помогает обеспечить эффективность процессов адаптации и социализации учащихся с особенностями развития на этапе школьного обучения. Для повышения эффективности профориентации большое значение имеет привлечение к этой работе представителей профессиональных и высших учебных заведений. В первом полугодии 2017 года состоялась вторая встреча молодых ученых из российских педагогических вузов в рамках программы «Наставники и ученики» прошла в Ставропольском крае. Студенты со своими научными руководителями посетили Ставрополь, выступили на студенческой научной конференции «Мир без границ. В рамках выездной сессии участники проекта «Наставники и ученики» посетили ГКОУ «Специальную коррекционную общеобразовательную школу-интернат № 18». Были проведены мастер – классы педагогов школы-интерната. В завершении профессионального общения учителя и воспитатели школы посетили мастер-класс Соломатиной Ирины Владимировны заведующей лабораторией изучения и воспитания слепоглухих детей Института коррекционной педагогики РАО, кандидата психологических наук. Мероприятие прошло на высоком профессиональном уровне в теплой дружественной обстановке.