Луи Брайль
(1809-1852)

Музыкальная социализация детей инвалидов по зрению

Социализация для каждого человека проходит по-своему. Процесс, в ходе которого индивид приспосабливается к какой-либо группе и усваивает социальные нормы и модели поведения, зависит от очень многих факторов. Это и условия окружающей среды, и принадлежность к той или иной расе, нации, народности, и традиции, и наличие или отсутствие упорства и целеустремлённости личности. Одним из самых незащищённых слоёв гражданского общества являются дети с ограниченными возможностями здоровья, поэтому одной из основных учебно-воспитательных задач нашего образовательного учреждения является полная и многосторонняя интеграция учащихся в социум (полноценное гражданское общество), иными словами - социализация. Процесс социализации может быть реализован по средствам различных видов деятельности.

Как известно, музыка как вид искусства, отражающая окружающую действительность по средствам звука, играет огромную роль в учебно-воспитательном процессе становления многостороннее развитой личности учащегося. Этот процесс, состоящий из нескольких этапов, непрерывен от дошкольного образования до окончания полной средней школы и включает в себя несколько направлений. Наша школа-интернат обладает полным комплексом допрофессионального музыкального образования по различным направлениям и степени углублённости. Каждый ребёнок в нашем учебном заведении, имеющий минимальные музыкальные способности, свободен в выборе вида и направления музыкальной деятельности, а степень углублённости музыкально-образовательного процесса подбирается педагогами индивидуально к каждому учащемуся.

Приобщение детей к музыке начинается с первых дней пребывания в дошкольной группе школы-интерната. Кроме музыкальных занятий, дети имеют возможность поиграть с музыкальными игрушками и детскими музыкальными инструментами. Все музыкальные занятия, проводимые в дошкольной группе, составлены с учётом индивидуальных особенностей работы с незрячими и слабовидящими детьми и основаны на современных передовых методиках преподавания музыки в детских дошкольных учреждениях.

С переходом из дошкольной группы в первый класс школы, перед учеником открывается весь многообразный мир видов музыкальной деятельности. Кроме уроков музыки дети, одарённые музыкальными способностями, посещают различные музыкальные кружки: кружок сольного и ансамблевого музицирования на баяне, кружок сольного и группового вокального исполнительства, кружок игры на шестиструнной гитаре, кружок эстрадного вокально-инструментального ансамбля.

На уроках музыки осуществляется комплексный подход к освоению различных аспектов музыкальной деятельности (пения, музицирования, слушания). За 8 лет изучения данного курса дети успевают спеть более 100 песен в различных жанрах и направлениях. В каждом классе тематика песенного материала привязана к общешкольным и государственным праздникам и соответствует уровню развития данной возрастной группы.

В настоящее время в обычных общеобразовательных школах, благодаря современным технологиям тексты песен считываются учениками с интерактивной доски, либо с планшетных компьютеров, поэтому, в целях внедрения в образовательный процесс современных методик преподавания, для незрячих и слабовидящих, учителем музыки были разработаны и изданы в условиях школы-интерната песенные сборники шрифтом брайля и укрупнённым плоско-печатным шрифтом.

Кроме пения на уроках музыки большое внимание уделяется изучению лучших образцов русской и зарубежной классической музыки, а также знакомству учащихся с основами нотной грамоты и конструкцией, звучанием и классификацией общеизвестных музыкальных инструментов. Так как недостаток зрительного анализатора у незрячих и слабовидящих детей компенсируется за счёт осязания и слухового восприятия, очень важно на уроках музыки дать возможность ученикам потрогать и поиграть на различных музыкальных инструментах, чтобы в дальнейшем ребёнок не испытывал дискомфорта при встрече с этими инструментами в жизни и по своим ощущениям и внешним проявлениям ничем не отличался от здоровых людей. Осведомлённость ребёнка в сфере культурного музыкального наследия, его возможность узнавать при прослушивании музыкальное произведение, часто ставит его интеллектуальный уровень на ступеньку выше, чем у его сверстников.

Деятельность музыкальных кружков в нашем учебном заведении охватывает сольное и ансамблевое вокальное и инструментальное исполнительство. На раннем этапе обучения применяется такая форма работы, как игра в ансамбле детских ударных музыкальных инструментов «Теремок». Этот вид музыкальной деятельности способствует развитию и закреплению первичных музыкальных данных ребёнка (музыкального слуха, памяти и ритма). В дальнейшем дети имеют возможность обучения игре на различных музыкальных инструментах, а также участия в разнообразных ансамблях. Этот вид музыкально-практической деятельности даёт достаточно высокие результаты. В качестве примера можно привести ансамбль баянистов «Созвездие».

Такое активное участие ребёнка в различных видах музыкальной деятельности способствует разностороннему и гармоничному развитию личности и успешной интеграции ученика в общество «нормальных» (здоровых) детей, то есть их социализации.

Самые одарённые из участников музыкальных кружков, параллельно с обучением в общеобразовательном классе школы-интерната имеют возможность обучаться в Кисловодской Детской музыкальной школе №2, причём все занятия по дисциплинам музыкальной школы в полном объёме проводятся педагогами в здании школы-интерната.

Со стороны педагогов принципиально важно дать возможность детям с ограниченными возможностями здоровья проявить себя в обществе «обычных» детей. Поэтому наши воспитанники принимают активное участие в различных городских, региональных, краевых, всероссийских и международных фестивалях и конкурсах, проводимых для обычных «здоровых» детей, и добиваются высоких результатов, становясь неоднократными обладателями дипломантских и лауреатских званий фестивалей и конкурсов исполнительского мастерства самого высокого уровня. Участие в таких фестивалях и конкурсах поднимает самооценку наших детей и способствует их признанию в обществе.

Среди воспитанников школы-интерната проводится серьёзная профориентационная работа по музыкальному направлению. Организовываются встречи и мастер-классы с ведущими музыкантами современности. Выпускники нашей школы становятся студентами как специализированных учебных заведений для незрячих и слабовидящих детей (Курский музыкальный колледж-интернат слепых, Московский специализированный институт искусств), так и обычных музыкальных учебных заведений (Минераловодский краевой колледж искусств, Ростовский областной колледж искусств, Воронежская государственная академия искусств, Московский государственный педагогический университет имени В.И. Ленина). Один из наших учеников, Рустам Каблахов, в 2012 году был удостоен именной стипендии губернатора Ставропольского края в области культуры и искусства, а также включён в энциклопедию «Одарённые дети – будущее России».

Исходя из вышеизложенного, можно с уверенностью сказать, что за время обучения в Кисловодской школе-интернате, по средствам различных видов музыкальной деятельности дети с успехом осваивают все необходимые знания, умения и навыки допрофессионального музыкального образования. Используя их впоследствии, чувствуют себя свободно и непринуждённо в окружении обычных людей, добиваются высоких результатов на музыкальном поприще, получают широкое общественное признание, иными словами, успешно социализируются по средствам музыки. Ярким доказательством может послужить школьный вокально-инструментальный ансамбль «Резонанс», который за два года с момента образования достиг высокой популярности среди детей, а каждый его участник пользуется высоким авторитетом и известностью в нашем дружном коллективе учащихся и преподавателей.

Таким образом, музыкальная социализация является действенным инструментом в образовательном процессе детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Архив

Фотоархив 2016