Луи Брайль
(1809-1852)

Центр ранней помощи

В целях реализации модели межведомственного взаимодействия при оказании ранней помощи детям с нарушениями в развитии или высоким риском возникновения нарушения развития и их родителями (законными представителями) в образовательных организациях Ставропольского края и в соответствии с приказом министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 30 июня 2017 года №993-пр «о создании Краевого ресурсного центра ранней помощи детям» создать Центр ранней помощи детям с нарушениями здоровья и ограничениями жизнедеятельности на базе Государственного казенного общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 18» города Кисловодска.

Цель работы Центра ранней помощи

  1. Организация социально-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей от 0 до 3 лет, имеющих ограничения жизнедеятельности.
  2. Создание условий для сохранения семейной среды развития и воспитания детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста.

Задачи Центра ранней помощи

  • развитие комплексной помощи детям-инвалидам и детям с ОВЗ;
  • повышение качества и доступности социальной помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ОВЗ;
  • сохранение и укрепление семейно-родственных связей, поддержка замещающих семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ОВЗ;
  • повышение реабилитационной и абилитационной компетентности родителей (законных представителей), воспитывающих детей-инвалидов и детей с ОВЗ;
  • преодоление социальной исключенности семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей ОВЗ, в том числе путем поддержки групп родительской взаимопомощи.

Целевые группы Центра ранней помощи – родители, воспитывающие детей-инвалидов и детей с ОВЗ; замещающие семьи, воспитывающие детей-инвалидов и детей с ОВЗ;  руководители и специалисты организаций разной ведомственной принадлежности, осуществляющие работу по оказанию активной поддержки родителям детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Работа Центра ранней помощи с семьей:

Осуществить комплекс мероприятий на основе межведомственного подхода включающих, в том числе, следующие обязательные мероприятия:
- разработка и реализация программ оказания комплексной помощи детям-инвалидам, детям с ОВЗ, в том числе с ранним детским аутизмом, расстройствами аутистического спектра;
- организация социального сопровождения семей, воспитывающих детей от 0 до 3 лет, имеющих ограничения жизнедеятельности;
- повышение профессиональных компетенций специалистов школы-интерната по направлению «Социальное сопровождение семей, воспитывающих детей от 0 до 3 лет, имеющих ограничения жизнедеятельности»;
- создание (развитие) регионального ресурсного центра по разработке и реализации программ активной поддержки родителей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ОВЗ;
- организация деятельности пунктов проката реабилитационного, игрового, развивающего, другого оборудования;
организация деятельности службы поддерживающей помощи («Передышка», «Социальная няня», «Няня на час», другое);
- создание общедоступного информационного ресурса на сайте учреждения для родителей детей-инвалидов и детей с ОВЗ, обеспечивающего консультационную и методическую помощь родителям с учетом нозологий их детей;
- реализация программ выходного дня и/или специальных реабилитационных программ для всей семьи, включая обоих родителей (законных представителей), здоровых братьев и сестер;
- разработка и реализация программ обучения членов семей, в которых имеются дети-инвалиды, предусматривающих психолого-педагогическое и правовое обучение, обучение подбору и использованию технических средств реабилитации, реабилитационным навыкам, а также навыкам ухода за детьми-инвалидами и общению с ними;
- разработка и реализация специализированных программ активной поддержки женщин, родивших детей с патологией, в том числе имеющих намерение отказаться от ребенка (обучение женщин обращению с детьми с врожденной патологией, работа со всеми членами семьи) в рамках работы Региональной школы для родителей;
- внедрение тифлокондуктивных технологий и методик, направленных на расширение социальных контактов семей с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ с семьями здоровых сверстников;
- поддержку деятельности клубов родительской взаимопомощи в рамках работы Региональной школы для родителей;
- проведение мероприятий, направленных на интеграцию детей-инвалидов, детей с ОВЗ, воспитывающихся в семьях, в среду здоровых сверстников (массовые культурные, спортивные и другие мероприятия), в том числе с привлечением добровольцев.

Мероприятия, программно-целевой и административной деятельности центра:

- отработка механизмов межведомственного и внутриотраслевого взаимодействия по обеспечению активной поддержки родителей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ОВЗ;
- создание рабочей группы центра ранней помощи;
- разработку и утверждение нормативных документов, обеспечивающих процесс реализации комплекса мер;
- мониторинг деятельности центра ранней помощи и достижения запланированных показателей;
- разработку, утверждение и реализацию программы информационного сопровождения комплекса мер, включающей размещение информации на официальном сайте школы-интерната, освещение в СМИ;
- привлечение к работе Центра ранней помощи негосударственных организаций, родительских сообществ, благотворительных фондов, бизнес – структур;
- представление опыта работы Центра ранней помощи по активной поддержке родителей детей-инвалидов (законных представителей) для сохранения семейного окружения, созданию условий их воспитания и развития, на Всероссийской выставке-форуме «Вместе – ради детей!» в 2019, 2020 гг.;
- проведение межрегиональных конференций и мастер-классов по итогам реализации комплекса мер и распространению эффективных результатов Центра ранней помощи;
- другие мероприятия, обеспечивающие эффективную деятельность Центра ранней помощи.

Ожидаемые конечные результаты:

- повышение родительской компетентности родителей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ОВЗ;
- сохранение и укрепление семейно-родственных связей; поддержка родительских сообществ;
- повышение профессиональных компетенций специалистов, осуществляющих социальное сопровождение семей, воспитывающих детей от 0 до 3 лет, имеющих ограничения жизнедеятельности, на базе Центра ранней помощи;
- консолидация ресурсов государственных и некоммерческих организаций, бизнес-структур в оказании помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Схема Центра ранней помощи Государственного казенного общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 18» города Кисловодска

 

Рабочая группы Центра ранней помощи Государственного казенного общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 18» города Кисловодска

Руководитель Центр ранней помощи -заместитель директора по ВР Телешева С.В.;

Педагог-психолог Ляхова С.В.;

Специалист по ранней коммуникации (логопед) - Севостьянова Л.И.;

Дефектолог - Каргинова И.Н., Розаренова К.П.;

Инструктор по лечебной физической культуре – Земляк Т.Н.;

Социальный педагог – Алешникова Г.М.;

Специалист Центра ранней помощи – Колесова О.В.; Куликов В.А.

Сотрудники и привлеченные по срочному трудовому договору сторонние специалисты.

 

СПЕЦИАЛИСТЫ
СЛУЖБЫ ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ
ЦЕНТРА РАННЕЙ ПОМОЩИ
Государственного казенного общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 18».

Руководитель Центр ранней помощи - заместитель директора по ВР Телешева С.В.;

Педагог-психолог Ляхова С.В.;

Специалист по ранней коммуникации (логопед) - Севостьянова Л.И.;

Дефектолог - Каргинова И.Н., Розаренова К.П.;

Инструктор по лечебной физической культуре – Земляк Т.Н.;

Социальный педагог – Алешникова Г.М.;

Специалисты Центра ранней помощи – Колесова О.В.; Куликов В.А.; Колесниченко Т.Я.

Сотрудники и привлеченные по срочному трудовому договору.

КОМПЕТЕНЦИИ, необходимые для специалистов Службы ранней помощи

  1. Знает особенности развития детей первых лет жизни (двигательное, коммуникативное, когнитивное, социально-эмоциональное развитие, а также особенности развития слуха и зрения).
  2. Знает, какие инструменты можно использовать для оценки развития ребенка первых лет жизни, применяет стандартизованные инструменты, умеет интерпретировать результаты.
  3. Умеет проводить скрининговое обследование зрения и слуха и оценивать полученные результаты. Знает, в каких случаях нужно направлять ребенка на более углубленное обследование зрения и слуха. Знает, какие виды обследования проводят специалисты, оценивающие зрение и слух.
  4. Знает, в каких случаях ребенок нуждается в программе раннего вмешательства (знает показания для направления в Службу раннего вмешательства). Знает, какая программа раннего вмешательства будет полезна для ребенка, какие специалисты будут заниматься с ребенком.
  5. Знает о методах оценки и помощи, которые применяют в своей работе другие специалисты Службы.
  6. На первичном приеме умеет ответить на вопросы родителей об особенностях развития ребенка, может проконсультировать, как развивать ребенка.
  7. Владеет знаниями и умеет работать с детьми, имеющими функциональные нарушения.
  8. Умеет согласованно работать в междисциплинарной команде.
  9. Умеет подготовить и представить случаи для разбора, участвовать в командных разборах случаев.
  10. Умеет вести необходимую профессиональную документацию.
  11. Уметь планировать и проводить индивидуальные программы работы с семьей, оценивать их эффективность.
  12. Умеет находить контакт с ребенком и семьей, уважать их выбор, поддерживать с ребенком и членами его семьи равноправные партнерские отношения.
  13. Умеет представлять родителям полную, достоверную информацию о программе помощи, предоставлять по просьбе родителей необходимые заключения об этой программе для других учреждений.
  14. Знает и умеет предоставлять семье ребенка сведения о различных подходах, которые используются в помощи детям с нарушениями в развитии, умеет давать профессиональную оценку этим подходам.
  15. Умеет организовывать развивающую среду для ребенка, консультировать родителей по тому, как она может быть организованна дома.
  16. Знает основные документы, касающиеся прав детей с ограниченными возможностями здоровья.
  17. Знает и соблюдает этические нормы.

 

Должностная инструкция Специалисты

Должностная инструкция Социальный педагог

Должностная инструкция Дефектолог

Должностная инструкция ЛФК

Должностная инструкция Логопед

Должностная инструкция Психолог

Должностная инструкция Специалист

Должностная инструкция Руководитель центра

ПОЛОЖЕНИЕ о Службе сопровождения ранней помощи

Приказ от 23 апреля о создании Центра