Луи Брайль
(1809-1852)

Тифлокондуктивные технологии в воспитательной работе с детьми и семьями детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.

В структуре детской инвалидности преобладают: психоневрологические заболевания (более 60 %) — это умственная отсталость, другие психические заболевания; заболевания нервной системы, в том числе слепые и слабовидящие дети. На 01.01.2009 года в Ставропольском крае проживали 249903 инвалида, в том числе 8292 ребенка-инвалида, по состоянию на 1.01.2010г. численность детей-инвалидов увеличилась до 8340 человек. Таким детям и семьям необходима комплексная социальная реабилитация, все родители имеют в анамнезе сидром «хронической усталости» и нуждаются в оказание квалифицированной социальной, медицинской, психологической и педагогической помощи.

В основе нашей идеи, Центры независимой жизни распространены и на Западе, и описанные в работах Иващенко Г.М. и Ким Е.Н.

Современная статистика указывает, что все больше и больше новорожденных детей имеют различные нарушения в развитии, которые в последствии, могут привести к инвалидности. На сегодняшний день существуют эффективные методы помощи детям раннего возраста. Среди наиболее востребованных методов, специалисты выделяют венгерскую систему реабилитации - Кондуктивную педагогику, применяемую в институте им. А. Пете в Будапеште. Термин этот многим еще неизвестен и требует пояснения. Один из вариантов перевода – «сопровождающее воспитание».

Кондуктивная педагогика, всемирно известная система реабилитации и коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья. Данная методика отличается от существующих методик, комплексным подходом к проблеме ограниченных возможностей здоровья.

В след за Андреш Петью, автором основателем, кондуктивной педагогики, мы считаем, что раннее сопровождение ребенка с ОВЗ, в том числе, слепого и слабовидящего повышает потенциальные возможности ребенка на развитие в соответствии с возрастными нормами и потребностями, достойное существование и равные возможности со сверстниками.

В нашем проекте, тифлокондуктивные технологии, это комплекс методов и методик, сопровождающего воспитания и развития слепого и слабовидящего ребенка раннего возраста от 0 до 5 лет.

В основу диагностических комплексов, для раннего выявления проблем развития ребенка с ОВЗ, нами положены работы немецкого ученого, доктора Эрнста Й. Кипхарда, специалиста по детскому развитию Университета им. Гете г.Франкфурта – на- Майне. Адаптирована методика Хельги Зиннхубер, руководство по сенсомоторной диагностике, позволяющие оценить навыки ребенка с ОВЗ и его развитие. Наблюдение за процессом роста и развития ребенка с ОВЗ на протяжении 1-3 лет позволяет специалистам корректировать имеющиеся нарушения. 

Цели и задачи инновационного проекта:
1.    Ранняя диагностика развития ребенка с ОВЗ.
2.    Ранняя коррекция развития ребенка с ОВЗ.
3.    Дизайн - структурирование воспитательного пространства семьи воспитывающей ребенка с ОВЗ.
4.    Обучение специалистов тифлокондуктивным технологиям.
5.    Создание центра тифлокондуктивных технологий для детей и семей с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.
6.    Создание эффективных программ для укрепления здоровья и социального благополучия детей семей с ОВЗ;
7.    Обеспечение детей и семей с ОВЗ, полным, качественным и территориально доступным комплексом реабилитационных услуг;
8.    Создание условий для физического и духовного развития детей с ОВЗ путем внедрения тифлокондуктивных, социально-педагогических программ;
9.    Разработка методических рекомендаций и пособий по тифлокондуктивной педагогике;
10.    Создание информационной базы семей с ОВЗ, для сопровождения семьи в ходе реализации проекта;
11.    Создание анимационного добровольческого движения «Родитель - Родителю», «Передай тепло по кругу».

Задачи отделения в работе с детьми с ОВЗ:
1.    Создание системы ранней диагностики и коррекции ребенка с ОВЗ.
2.    Разработка индивидуального коррекционно-развивающего комплекса ребенка.
3.    Дизайн - структурирование воспитательного пространства семьи воспитывающей ребенка с ОВЗ.
4.    Психологическое сопровождение семьи.
5.    Тифлокондуктивные технологий для детей с ОВЗ.
6.    Неформальное общение детей с ОВЗ, оздоровление, в том числе с применением инновационных технологий иппотерапия, дельфинотерапия, анималотерапия, экотуризм. Физиотерапевтическое лечение, комплексы лечебной физкультуры, массаж.
7.    Организация досуга детей, помощь семьям воспитывающих детей с ОВЗ.

Задачи отделения в работе с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ:
1.    Клуб родительской взаимопомощи «Поверь в свое дитя»;
2.    семейные групповые конференции;
3.    Бинарные лекции для родителей,
4.    Консультации специалистов по проблемам воспитания детей с ОВЗ.
5.    Создание анимационного добровольческого движения «Родитель - Родителю», «Передай тепло по кругу» с различной степенью включенности (тусовка, флеш-группа, коннектив, коллектив, точки потоков, транслятор).
6.    Работа специалистов тифлопедагога, логопеда, дефектолога, психолога, медицинских работников с родителями.
7.    Социализация семьи с детьми с ОВЗ, расширение круга общения.

Задачи центра в работе со специалистами:
1.    Обучение специалистов тифлокондуктивным технологиям.
2.    Создание системы ранней диагностики и коррекции ребенка с ОВЗ.
3.    Апробация и внедрение технологии разработки специалистами индивидуального тифлокондуктивного, коррекционно-развивающего комплекса ребенка с ОВЗ.
4.    Обучение специалистов-тьюторов.
5.    Профессиональные консультации и супервизии.

Инновационные тифлокондкуктивные технологии в работе.

Комплекс сенсомоторной диагностики, для раннего выявления проблем развития ребенка, позволяющий оценить навыки ребенка с ОВЗ, корректировать развитие его восприятия и моторики, на ранних этапа. Разработан и применяется абилитационный комплекс занятий для детей от 0 до 3 лет, с применение технологий аудиовизуально - кинестетического контакта, цель которого, наработка отстающих по психофизическим нормам, навыков и умений ребенка инвалида по зрению.

Для каждого ребенка с ОВЗ заполняется «Карта сенсомоторного развития ребенка с нарушениями зрения». В карту вносятся данные показателей развития ребенка по блокам: А- Зрительное восприятие; Б -Мелкая моторика ; В -Крупная моторика; Г -Речь; Д- Слуховое восприятие; С- Социальное развитие.

Данные педагогического обследования заносятся в специальный бланк:
1.    справляется с заданием  + ,
2.    справляется с заданием наполовину – / +,
3.    ребенок не справляется с заданием – .

По результатам педагогического обследования тифлопедагог дает родителям рекомендации по развитию ребенка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на общее развитие ребенка и развитие речи. Работу по развитию мелкой моторики рук желательно проводить систематически, уделяя ей по 5-10 минут ежедневно. С этой целью могут быть использованы разнообразные игры и упражнения.

Деятельность отделения тифлокондуктивного сопровождения детей от 0 до 3 лет, созданного в 2014 году на базе школы-интерната № 18, рассматривается, как форма распространения наработанного в Ставропольском крае положительного опыта в сфере распространения современных инновационных технологий, обеспечивающих успешную абиллитацию и социализацию детей с ОВЗС целью распространения современных тифлокондуктивных технологий, обеспечивающих успешную абиллитацию и социализацию детей с ОВЗ раннего возраста, в рамках структурных подразделений «Отделение раннего сопровождения детей от 0 до 3 лет», созданное в 2015 году на базе школы-интерната № 18,  министерством образования Ставропольского края будет продолжена работа по развитию и совершенствованию деятельности структурных подразделений в рамках разрабатываемой программы «Право быть равным»  в Ставропольском крае на 2015-2017 годы» краевой целевой программы «Право быть равным» на 2015-2017 годы, утвержденная постановлением Правительства Ставропольского края от 18 мая 2012-п «Об утверждении краевой программы «Право быть равным» на 2015-2017 годы».

Интерактивная система оптик мьюзик. Занятие «Все цвета радуги»

 

На занятии по адаптивной физкультуре

 

Совместная деятельность родителей и  детей на занятии у дефектолога

 

Консультация дефектолога для родителей

 

На занятии у тифлопедагога. Первый помощник – папа!

 

Отчет по тифлокондуктивным с технологиями. 5.10.15

Отчет по тифлокондуктивным с технологиями. 12.01.16