Луи Брайль
(1809-1852)

Центр тифлокондуктивных технологий

В рамках краевой программы «Право быть равным» в государственном казенном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 18 III и IV видов» г. Кисловодска открыто отделение ранего сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Разработанна и применяется программа: «Тифлокондуктивных технологий для детей и семей с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья».

В основе программы: идеи кондуктивной педагогики, всемирно известной системы реабилитации и отличающейся от существующих методик, комплексным подходом к проблеме ограниченных возможностей здоровья ребенка. В след за Андреш Петью, автором основателем, кондуктивной педагогики, мы считаем, что раннее сопровождение ребенка с ОВЗ, в том числе, слепого и слабовидящего повышает потенциальные возможности ребенка на развитие в соответствии с возрастными потребностями, достойное существование и равные возможности со сверстниками.

В нашем проекте, тифлокондуктивные технологии, это комплекс методов и методик, сопровождающего воспитания и развития слепого и слабовидящего ребенка раннего возраста.

Наши цели:

  1. Ранняя диагностика развития ребенка с ОВЗ.
  2. Ранняя коррекция развития ребенка с ОВЗ.
  3. Дизайн - структурирование воспитательного пространства семьи воспитывающей ребенка с ОВЗ.
  4. Обучение специалистов тифлокондуктивным технологиям.

Задачи центра в работе с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ:

  1. Клуб родительской взаимопомощи «Поверь в свое дитя»;
  2. семейные групповые конференции;
  3. Бинарные лекции для родителей,
  4. Консультации специалистов по проблемам воспитания детей с ОВЗ.
  5. Создание анимационного добровольческого движения «Родитель - Родителю», «Передай тепло по кругу» с различной степенью включенности (тусовка, флеш-группа, коннектив, коллектив, точки потоков, транслятор).
  6. Работа специалистов тифлопедагога, логопеда, дефектолога, психолога, медицинских работников с родителями.
  7. Социализация семьи с детьми с ОВЗ, расширение круга общения.

Применяемые методы и методики:

  1. В основу диагностических комплексов, для раннего выявления проблем развития ребенка, положены работы немецкого ученого, доктора Эрнста Й. Кипхарда, специалиста по детскому развитию Университета им. Гете г.Франкфурта – на- Майне.  А также практическая методика Хельги Зиннхубер, руководство по сенсомоторной диагностике, позволяющие оценить навыки ребенка с ОВЗ, развитие его восприятия и моторики, корректировать имеющиеся нарушения на ранних этапа.
  2. Разработан и применяется абилитационный комплекс занятий для детей от 0 до 3 лет, цель которого наработка отстающих по психофизическим нормам, нывыков и умений.
  3. Дизайн - структурирование воспитательного пространства семьи воспитывающей ребенка с ОВЗ с применением психотерапевтических и Арт-терапевтичеких технологий.
  4. Создание анимационного добровольческого движения «Родитель - Родителю», «Передай тепло по кругу» с различной степенью включенности (тусовка, флеш-группа, коннектив, коллектив, точки потоков, транслятор).

Программа центра тифлокондуктивных технологий для детей и семей с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья 

Актуальность проекта. В структуре детской инвалидности преобладают: психоневрологические заболевания (более 60 %) — это умственная отсталость, другие психические заболевания; заболевания нервной системы, в том числе слепые и слабовидящие дети. На 01.01.2009 года в Ставропольском крае проживали 249903  инвалида, в том числе 8292 ребенка-инвалида, по состоянию на 1.01.2010г. численность детей-инвалидов увеличилась до 8340 человек. Таким детям и семьям необходима комплексная социальная реабилитация, все родители имеют в анамнезе сидром «хронической усталости» и нуждаются в оказание квалифицированной социальной, медицинской, психологической и педагогической помощи.

Теоретическое обоснование проекта:

В основе нашей идеи, Центры независимой жизни распространены и на Западе, и описанные в работах Иващенко Г.М. и Ким Е.Н.

Современная статистика указывает, что все больше и больше новорожденных детей имеют различные нарушения в развитии, которые в последствии, могут привести к инвалидности. Чтобы этого не случилось, существуют эффективные методы помощи детям раннего возраста. Среди наиболее востребованных методов, специалисты выделяют венгерскую систему реабилитации - Кондуктивную педагогику, применяемую в институте им. А. Пете в Будапеште. Термин этот многим еще неизвестен и требует пояснения. Один из вариантов перевода – «сопровождающее воспитание».

Кондуктивная педагогика, всемирно известная система реабилитации и отличается от существующих методик, комплексным подходом к проблеме ограниченных возможностей здоровья.

В след за Андреш Петью, автором основателем, кондуктивной педагогики, мы считаем, что раннее сопровождение ребенка с ОВЗ, в том числе, слепого и слабовидящего повышает потенциальные возможности ребенка на развитие в соответствии с возрастными потребностями, достойное существование и равные возможности со сверстниками.

В нашем проекте, тифлокондуктивные технологии, это комплекс методов и методик, сопровождающего воспитания и развития слепого и слабовидящего ребенка раннего возраста.

В основу диагностических комплексов, для раннего выявления проблем развития ребенка, положены работы немецкого ученого, доктора Эрнста Й. Кипхарда, специалиста по детскому развитию Университета им. Гете г.Франкфурта – на- Майне.  А также практическая методика Хельги Зиннхубер, руководство по сенсомоторной диагностике, позволяющие оценить навыки ребенка с ОВЗ, развитие его восприятия и моторики, корректировать имеющиеся нарушения на ранних этапа.

Сроки реализации инновационного проекта: с 1.09.2014 по 1.09.2016.

Минимальный штат специалистов для реализации проекта: 10 ставок.

Медицинские - 5 ставок.

Врач офтальмолог, педиатр, невролог.

Инструктор ЛФК, массажист.

Педагогические - 5 ставок.

Тифлопедагог, логопед, дефектолог, психолог, социальный педагог.

Задачи инновационного проекта:

1. создание центра тифлокондуктивных технологий для детей и семей с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.

2. создание эффективных программ для укрепления здоровья и социального благополучия детей семей с ОВЗ;

3. развитие и совершенствованию материально-технической, медицинской базы учреждения;

4. обеспечение детей и семей с ОВЗ, полным, качественным и территориально доступным комплексом реабилитационных услуг;

5. создание в центре условий для физического и духовного развития детей с ОВЗ путем внедрения тифлокондуктивных, социально-педагогических программ;

6. разработка методических рекомендаций и пособий по тифлокондуктивной педагогике;

7. создание информационной базы семей с ОВЗ, для сопровождения семьи в ходе реализации проекта;

8. создание анимационного добровольческого движения «Родитель - Родителю», «Передай тепло по кругу».

Целевые группы: дети с ОВЗ раннего возраста, семьи воспитывающие детей с ОВЗ, специалисты.

Цели центра:

1. Ранняя диагностика развития ребенка с ОВЗ.

2. Ранняя коррекция развития ребенка с ОВЗ.

3. Дизайн - структурирование воспитательного пространства семьи воспитывающей ребенка с ОВЗ.

4. Обучение специалистов тифлокондуктивным технологиям.

Задачи центра в работе с детьми с ОВЗ:

1. Создание системы ранней диагностики и коррекции ребенка с ОВЗ.

2. Разработка индивидуального коррекционно-развивающего комплекса ребенка.

3. Дизайн - структурирование воспитательного пространства семьи воспитывающей ребенка с ОВЗ.

4. Психологическое сопровождение семьи.

5. Тифлокондуктивные технологий для детей с ОВЗ.

6. Неформальное  общение детей с ОВЗ, оздоровление, в том числе с применением инновационных технологий иппотерапия, дельфинотерапия, анималотерапия, экотуризм. Физиотерапевтическое лечение, комплексы лечебной физкультуры, массаж.

7. Организация досуга детей, помощь семьям воспитывающих детей с ОВЗ.

Задачи центра в работе с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ:

1. Клуб родительской взаимопомощи «Поверь в свое дитя»;

2. семейные групповые конференции;

3. Бинарные лекции для родителей;

4. Консультации специалистов по проблемам воспитания детей с ОВЗ.

5. Создание анимационного добровольческого движения «Родитель - Родителю», «Передай тепло по кругу» с различной степенью включенности (тусовка, флеш-группа, коннектив, коллектив, точки потоков, транслятор).

6. Работа специалистов тифлопедагога, логопеда, дефектолога, психолога, медицинских работников с родителями.

7. Социализация семьи с детьми с ОВЗ, расширение круга общения.

Задачи центра в работе со специалистами:

1. Обучение специалистов тифлокондуктивным технологиям.

2. Создание системы ранней диагностики и коррекции ребенка с ОВЗ.

3. Апробация и внедрение технологии разработки специалистами индивидуального тифлокондуктивного, коррекционно-развивающего комплекса ребенка с ОВЗ.

4. Обучение специалистов-тюторов.

5. Профессиональные консультации и супервизии.

Источники финансирования:

Для достижения поставленных целей и задач планирует использование собственных средств школы-интерната № 18, а также средств иных источников, не запрещенных законом.

Ожидаемые результаты:

Реализация программы:  «Центр тифлокондуктивных технологий для детей и семей с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья» позволит:

1. создать конкурентно-способный центр раннего сопровождения детей с ОВЗ;

2. расширить объем и качество педагогических и коррекционных услуг;

3. расширить клиентскую базу;

4. создать информационную базу семей с детьми с ОВЗ с целью мониторинга состояния детей в ходе реализации программы;

5. внедрить тифлокондуктивные технологии педагогической реабилитации семьи с детьми с ОВЗ.

 

КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

центра тифлокондуктивных технологий для детей раннего возраста от 0 до 3 лет на 2014-2016 учебный год.

Наименование планового мероприятия

Срок выполнения

Отметка о выполнении

ответственный

 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РАБОТА

 

 1

Разработка и оформление инфраструктуры центра тифлокондуктивных технологий для детей раннего возраста от 0 до 3 лет.

2014 год

2014 год

Администрация

 2

Разработка программы работы центра тифлокондуктивного сопровождения детей раннего возраста от 0 до 3 лет

2014 год

2014 год

Телешева С.В.

 3

Разработка нормативно-правовой документации центра

2014 год

2014 год

Администрация

 4

Разработка диагностических комплексов

2014 год

2014 год

Телешева С.В.

 5

Разработка инновационных коррекционных тифлокондуктивных комплексов для детей от 0 до 3 лет.

2014 год

2014 год

Телешева С.В.

 6

Изучение потребности населения в тифлокондуктивном сопровождении детей раннего возраста.

 

2014 год

2014 год

Телешева С.В.

 7

Создание базы данных детей с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста.

2015 год

2015 год

Администрация

 8

Материально- техническое оснащение центра инновационным реабилитационным оборудованием

2014-2015 год

2015 год

Администрация

 9

Обучение специалистов тифлокондуктивным технологиям.

2015 год

2015 год

Администрация

 

РАБОТА С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА ОТ 0 ДО 3 ЛЕТ

 10

Диагностика развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста от 0 до 3 лет.

при поступлении и далее 1 раз в квартал.

 

 

Педагог -тифлокондуктор

Каргинова И.Н.

 11

Разработка маршрутной карты развития ребенка раннего возраста от 0 до 3 лет.

при поступлении

 

специалисты тифлопедагог, логопед, дефектолог, психолог, медицинские работники.

 12

Разработка индивидуального коррекционно-развивающего комплекса ребенка раннего возраста от 0 до 3 лет.

1 раз в квартал

 

Каргинова И.Н.

Ляхова С.В.

 13

Работа в рамках индивидуального коррекционно-развивающего комплекса ребенка раннего возраста от 0 до 3 лет с применением инновационного оборудования.

постоянно

 

Каргинова И.Н.

Севастьянова Л.И.

 14

Психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ раннего возраста

постоянно

 

Ляхова С.В.

 15

Тифлопедагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ раннего возраста.

постоянно

 

Севастьянова Л.И.

 16

Логопедическое сопровождение ребенка с ОВЗ раннего возраста

постоянно

 

Плотников В.С.

 17

Дефектологическое сопровождение ребенка с ОВЗ раннего возраста

постоянно

 

Севастьянова Л.И.

 18

Медицинское сопровождение ребенка с ОВЗ раннего возраста

постоянно

 

Педиатр, офтальмолог

 19

Физиотерапевтическое лечение, ребенка с ОВЗ раннего возраста

по необходимости

 

Колесникова Н.И.

 20

Инновационные комплексы лечебной физкультуры для ранней коррекции развития ребенка от 0 до 3 лет

постоянно

 

Колесникова Н.И.

Каргинова И.Н.

 21

Массажные комплексы с применением инновационного коррекционного оборудования.

по необходимости

 

Колесникова Н.И.

 

РАБОТА С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА ОТ 0 ДО 3 ЛЕТ

 

 22

Психологическое сопровождение семьи.

Весь период

 

Ляхова С.В.

Телешева С.В.

 23

Неформальное общение детей с ОВЗ, оздоровление, в том числе с применением инновационных технологий иппотерапия, дельфинотерапия, анималотерапия, экотуризм.

2016 год

 

Каргинова И.Н.

ТелешеваС.В.

 24

Дизайн - структурирование воспитательного пространства семьи воспитывающей ребенка с ОВЗ.

2015 год

 

Ляхова С.В.

 25

Клуб родительской взаимопомощи «Поверь в свое дитя»;

2015-2016 год

 

Каргинова И.Н.

 26

Семейные групповые конференции;

2016

 

Администрация

 27

Бинарные лекции для родителей.

2016

 

Администрация

 28

Консультации родителей специалистами по проблемам воспитания детей с ОВЗ.

Весь период

 

специалисты тифлопедагог, логопед, дефектолог, психолог, медицинские работники.

 29

Создание анимационного добровольческого движения «Родитель - Родителю»,«Передай тепло по кругу» с различной степенью включенности.

2016 год

 

психолог

 30

Работа специалистов тифлопедагога, логопеда, дефектолога, психолога, медицинских работников с родителями.

Весь период по индивидуальному плану ребенка.

 

специалисты тифлопедагог, логопед, дефектолог, психолог, медицинские работники.

 

Карта сенсомоторного развития ребенка с нарушениями зрения (DOCX, 43 Кб)

Карта достижений ребенка (DOCX, 23 Кб)