Луи Брайль
(1809-1852)

Дошкольное образование: программы

Ведение.

Данная программа разработана по примерным программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей  с нарушением зрения) программам детского сада (коррекционная работа в детском саду) под редакцией Л.И. Плаксиной (издательство «Экзамен» от 01.08.01); Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (Издательство «Учитель», 2013г.)

Программа разработана на основе общедидактических и тифлопедагогических принципов, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка с нарушением зрения и успешную подготовку к обучению в школе. Содержание и задачи программы предусматривают обучение и воспитание детей в детском саду и в начальной школе и располагаются по видам детской деятельности, при этом важным условием их реализации является комплексный подход к организации коррекционно-воспитательной работы.

Отсутствие специальных коррекционных занятий, а так же щадящих условий для зрения в массовой общеобразовательной школе приводит при поступлении ребенка с нарушением зрения в школу к рецидивам зрительной глазной патологии.  Поэтому очень важно не только улучшить состояние зрения в дошкольный период, но и закрепить полученные результаты в период начального школьного обучения, когда овладение чтением и письмом должно осуществляться с учетом зрительных возможностей учащихся.

Исходя из этого концептуальными основами организации дошкольного образования является обеспечение оптимальных  условий для системного, комплексного,  непрерывного воспитания и обучения детей раннего дошкольного и младшего школьного возраста- периодов созревания зрительной системы ребенка.

Основными принципами организации коррекционно-педагогической деятельности и образовательного процесса являются:

  • Учет общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей с нарушением зрения.
  • Комплексный (клинико-физиологический, психолого-педагогический) подход к диагностике и коррекционной помощи детям с нарушением зрения.
  • Модификация учебных планов и программ, увеличение сроков обучения, перераспределение учебного материала и изменение темпа его прохождения на основе преемственности школьного курс с дошкольным при соблюдении дидактических требований соответствия и содержания обучения познавательным возможностям детей.
  • Дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их зрения и способов ориентации в познании окружающего мира, включая применение специальных форм и методов работы с детьми, оригинальных учебников, наглядных пособий, тифлотехники, а также уменьшения наполняемости классов и групп и методики индивидуально-0подгруппового обучения.
  • Обеспечение стандарта общеобразовательной подготовки в условиях непрерывности дошкольно-школьного воспитания, обучения и лечения детей с нарушением зрения.
  • Система работы по социально бытовой адаптации и самореализации детей с нарушением зрения.

Одновременно общеобразовательным процессом осуществляется специальная коррекционная работа, направленная на преодоление отклонений в психофизическом развитии детей с нарушением зрения. Все занятия носят индивидуально-дифференцированный характер в зависимости от потребностей в них ребенка.

Конечной целью является стабилизация всего хода психофизического развития ребенка для успешной интеграции его в общеобразовательную школу и общество сверстников.

Пояснительная записка к учебному курсу.

Рабочая программа дошкольного учебного курса для подготовительной группы составлена на основе Примерной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений  III-IV видов (для детей с нарушение зрения) . Программа детского сада. Коррекционная работа в детском саду под редакцией Л.И. Плаксиной (2003 года);  Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой М.А. Васильевой для учащихся дошкольной группы коррекционной школы - интернат №18.

Цель данного курса: Развитие мелкой и крупной моторики, стремление осваивать различные виды движения, использовать специфические, культурно-фиксированные предметные действия, дать знания о назначении бытовых предметов. Обучить владению простейшими навыками самообслуживания. Научить владеть активной речью. Изучить основные математические значения.

Задачи данного курса:

  • Развитие зрительного восприятия.
  • Ориентировка в пространстве.
  • Социально-бытовая ориентировка.
  • Обогащение словарного запаса детей.
  • Формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов).
  • Формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности   в совокупности их свойств.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Программа рассчитана на _____ часов, в том числе на практическую работу _______ часов.

Содержание программы направленно на освоение учащимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательной программе дошкольного образования. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта дошкольного образования по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений III-IVвида (для детей с нарушением зрения). Программа детского сада. Коррекционная работа в детском саду Л.И. Плаксиной.

Изменения, внесенные в текст программы, взятой за основу при написании рабочей программы:

№ п/п

Изменения

Обоснование

 1

Увеличение количества часов, отведенных на изучение учебного раздела «Зрительное восприятие». Изменение построения уроков, индивидуальный подход к учащимся в усвоении материала.

 

Индивидуальные физиологические особенности детей в восприятии информации в связи с нарушением (отсутствием) зрения.

 2

Изменение в логике изложения материала, предусмотренной Авторской программой на основе тематического планирования.

 

Физиологические особенности в восприятии и усвоение материала детьми с врождённой патологией зрения.

 

 3

Изменение последовательности изучения тем учебного курса предусмотренной Авторской программой на основе тематического планирования

Отсутствие начальных элементарных знаний и представлений об окружающем мире при поступлении в образовательное учреждение.

 

 

Цели и задачи программы.

  • Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей в том числе их эмоционального благополучия;
  • Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства, психофизиологических и других особенностей ( в том числе ограниченных возможностей здоровья);
  • Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • Объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности.
  • Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Направления программы.

Программа направлена на:

  • Создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
  • На создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

 

Программа обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей- образовательные области:

  • Социально-коммуникативное развитие;
  • Познавательное развитие;
  • Речевое развитие;
  • Художественно-эстетическое развитие;
  • Физическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие направленно на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развития воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойства и отношений объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование  звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятия музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных  произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, контсруктивно-модельной, музыкальной и др.).

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие  таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системе организма,  развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а так же с правильным, не  наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности  и саморегуляции в двигательной  сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

К концу дошкольного учебного курса дети должны уметь:

  • Строить сложные предложения разных видов;
  • Составлять рассказы по картинкам, по серии картинок, из опыта, небольшие сказки; находить слова с определенным звуком, определять место звука в слове, количество звуков, подбирать слова с заданным звуком;
  • Составлять предложения из 3-4 слов, членить простые предложения на слова, членить слова на слоги;
  • Организовывать рабочее место, ориентироваться в книге, на странице тетради, правильно сидеть при письме;
  • Должны овладеть количественным и порядковом счетом в пределах 10 (если ребенок проявляет математические способности, то в пределах 20);
  • Должны быть сформированы представления о числовом ряде, составе натуральных чисел в пределах 10.
  • Уметь определять две группы предметов (сложение) и выполнять обратную операцию, т.е удалять часть множества (вычитание).
  • Уметь ориентироваться в пространстве (на плоскости, в игровой комнате) и времени.
  • Сравнивать объемы жидкостей и сыпучих веществ.
  • Выделять основные признаки и свойства предметов (форму, цвет, величину и пространственное расположение).
  • Подбирать и группировать предметы по цвету, форме, величине, назначению.
  • Понимать и применять обобщающие слова: овощи, фрукты, домашние и дикие животные, игрушки, одежда, обувь, мебель, посуда и т.д.
  • Выделять звуки на улице, ориентироваться на звук, подрожать звукам.
  • Свободно называть и показывать части своего тела, определять и называть цвет глаз, понимать мимику лица, определять на слух интонацию голоса.
  • Свободно перемещаться в пространстве с опорой на зрение и сохранные анализаторы.
  • Выделять основные трудовые процессы и порядок их выполнения.
  • Понимать значение труда взрослых в дет. саду и бережно относится к результатам труда взрослых.
  • Наблюдать за людьми, их поведением на улице, за движением машин и делать выводы об увиденном.

Список литературы:

Основная:

Примерная программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений  III-IV видов (для детей с нарушение зрения) . Программа детского сада. Коррекционная работа в детском саду под редакцией Л.И. Плаксиной (2003 года);

Комплексные  занятия по программе « От рождения до школы» под редакцией Н.Е  Вераксы,  Т.С. Комаровой, М.А.  Васильевой.  Издательство Учитель,  2013.-399с.

Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением зрения клеопто-ортоптическому лечению. З.П. Малаева.-М. :Издательство Парадигма,2011.-127 с. (Специальная коррекционная   педагогика)..

Сесорноеразвитие  детей на  занятиях в специальных (коррекционных) образовательных  учреждений (методическое пособие)    Т.  А. Гр Ищенко. М.: Гуманитарный издательский   центр ВЛАДОС,  2 014  .-  96   с.

Ориентировка в пространстве: практическое пособие по  обучению лиц с нарушением зрения. М.П.Мухаев. Ростов н/Д: Феникс,    2010 . - 92 с. 

Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения: учебно-методическое пособие для педагога-дефектолога. Л.И.Плаксина.-М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,2008.-87с.

Нарушение зрения у дошкольников: развитие пространственной ориентировки. Т.И. Нагаева.- Ростов н/Д: Феникс, 2008.-92с.

Дополнительная литература:

Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет/ авт. -составитель Е.А.Чевычелова.- Волгоград: Учитель,2013.- 123с.

Развитие речи детей с ОНР в театрализованной деятельности. Парфнова Е.В. - М.: ТЦ Сфера, 2013.- 64.

Песочная терапия в развитии дошкольников. Сапожникова О.Б., ГарноваЕ.В.. – М.: ТЦ Сфера, 2014-64 с.

Дидактический материал:

  • Дидактические пособия по развитию общей и мелкой моторики рук.
  • Игры и наглядные пособия по развитию зрительного восприятия, слухового восприятия, логического мышления, внимания, памяти.
  • Карточки и муляжи для развития сенсорного и зрительного восприятия.
  • Аудио-флеш-плеер для развития слухового восприятия и бучения тотально слепых детей.
  • Объемные книги.
  • Аудио-книги.
  • Фланелеграф.
  • Комплекс развивающих двигательных игр и упражнений.
  • Стол- планшет.
  • Интерактивная сенсорная панель «Солнышко»
  • Детские тренажеры.
  • Стол-песочница с подсветкой.
  • Мягкие модули.
  • Релаксационный уголок.
  • Стол-мозаика.
  • Развивающие пособия.
  • Научно-методическая литература.