Луи Брайль
(1809-1852)

Концепция развития
Государственного казенного общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №18» (на 2016-2020 г.г.)

Пояснительная записка

Основания для разработки концепции.

  • Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.)
  • Конвенция ООН о правах инвалида (2006 г.)
  • Закон № 273 РФ «Об образовании» от 01.09.2013 года ;
  • Федеральный закон «Об утверждении Федеральной программы развития образования» от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ;
  • Национальная доктрина образования в Российской Федерации, одобренная постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 года № 751
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 года №1756-р.
  • Национальная образовательная инициатива
    «Наша новая школа» от 04 февраля 2010 г. Пр-271

Сроки реализации концепции

С 1 сентября 2016 года по 31 декабря 2020 г.

 

Цели

Оптимизация действующей коррекционно-образовательной модели школы-интерната № 18 в направлении «Мир равных возможностей», в которой учат учиться жить, развивая и используя все свои возможности, обеспечивая успешную социализацию и интеграцию выпускников в современном обществе.

Создание условий для формирования адаптивно-интегрирующей учебно-воспитательной системы по отношению к образовательным запросам обучающихся, воспитанников и их родителей, а также современного общества.

Создание условий для формирования жизненно важных компетенций у обучающихся, воспитанников во время УВП.

Создание условий, обеспечивающих охрану жизни, сохранение, коррекцию и развитие здоровья у обучающихся, воспитанников во время УВП.

Расширение материально-технической базы для профориентационной работы и профильного обучения:

Расширение материально-технической базы для профильного обучения информационных технологий.

Расширение материально-технической базы для профильного спортивного обучения.

Расширение материально-технической базы для профильного музыкального обучения.

Расширение материально-технической базы для профильного обучения народно-прикладных ремесел

Создание условий для медико-психолого-педагогического сотрудничества с семьями, воспитывающих ребёнка-инвалида (дистанционное обучение, группы кратковременного пребывания, школа компетентного родительства - проект «Передай тепло по кругу» (обучение родителей системе Брайля), группы взаимопомощи родитель-родителю, консультирование родителей, ранняя диагностика детей, группы дошкольного обучения и воспитания, группа подготовки к школе);

Клуб родительской взаимопомощи «Поверь в свое дитя».

Онлайн консультации специалистов по проблемам детей.

Информационно-образовательный пункт «Перспектива» с целью обеспечения доступа целевой группы к образовательным и информационным услугам (взрослые и дети с ОВЗ зрения.) создание волонтерской группы из числа родителей и студентов.

Создание условий для реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию ребенка, в процессе работы с семьями, воспитывающих детей с сочетанными нарушения развития;

Создание условий для развития инновационной деятельности педагогов через мотивацию профессиональной деятельности.

Обобщение и анализ коррекционно-педагогического опыта трудового коллектива школы, публикация сборника работ.

Разработка и апробация коррекционно-образовательной модели школы-интерната № 18 «Мир равных возможностей»

Задачи концепции

Оптимизация культурно-образовательной функции школы, направленной на коррекцию недостатков развития и формирования навыков социального функционирования и учебной деятельности;

развивать умения учиться и жить в условиях специально организуемого учебно-воспитательного процесса;

развивать умения полноценно участвовать в культурной, спортивной, досуговой деятельности школы;

создание постоянно действующей системы мониторинга за качеством социально-педагогических услуг:

мониторинг проблем обучения и воспитания ребенка;

создание условий для повышения профессионализма педагогических работников школы-интерната.

Оптимизация медико-социальной функции школы, направленной на коррекцию недостатков физического развития и формирования навыков учебной деятельности, детям с ОВЗ;

мониторинг состояния здоровья детей;

мониторинг проблем обучения и развития детей;

мониторинг состояния здоровья коллектива;

профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогического коллектива;

мониторинг защиты прав детей;

социально - педагогическая поддержка семьи.

создание чёткой структуры медико-психолого-социально-педагогического сотрудничества с семьями, воспитывающих ребёнка-инвалида;

продолжать работу по обеспечению социально-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников;

Оптимизация психолого-педагогической функции школы, направленной на психологическое сопровождение и коррекцию недостатков развития и формирования навыков учебной деятельности, позволяющих детям с ОВЗ развивать умения учиться и жить в современном обществе;

продолжать работу по обеспечению психолого-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников;

Оптимизация регулятивно-воспитательной функции школы, направленной на воспитание социально здоровой личности;

формирование социально одобряемых ценностных установок;

развитие социальной культуры личности как основы формирования механизмов регуляции эмоционально-волевой сферой, нейтрализация дезадаптивных форм поведения у школьников.

формирование социально активной гражданской позиции учеников, предполагающей уверенность в себе и своей будущей перспективе.

совершенствование организации учебного процесса в целях сохранения, укрепления и коррекции здоровья обучающихся, воспитанников;

включение в систему воспитания и образования детей с ОВЗ организаций ВОИ, ВОЗ и других государственных;

развитие органов ученического самоуправления, детских общественных организаций;

Содержание деятельности.

I. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Учебная деятельность переход начального и среднего образования на ФГОС

Профориентационная работа (банк данных выпускников, постинтернатное сопровождение выпускников, внедрение новых профильных образовательных технологий).

 

Научно-методическая работа (стажировочная площадка министерства образовании и науки РФ, группы кратковременного пребывания детей,  центр тифлокондуктивного сопровождения, спортивно-оздоровительный центр, грантовая деятельность, школа для родителей, бинарные лекции).

 

II. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Воспитательная деятельность (лицензирование дополнительных образовательных услуг).

 

III. КОРРЕКЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Создание условий для безбарьерной среды всем учащимся.(материально-техническое оснащение учреждения.)

 

Лечебно-оздоровительная деятельность (здоровьесберегающие технологии).

 

Коррекционная работа (модель взаимодействия специалистов медико-психолого-педагогической службы).

 

IV. ФИНАНСОВО ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

 

V.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

 

СОДЕРЖАНИЕ КОНЦЕПЦИИ

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Школа-интернат в Кисловодске открылась в 1943 году, когда шла жестокая война, когда на фоне великой народной беды судьба слепых и ослепших, покалеченных войной, казалась малой каплей в чаше великого горя, государство сочло возможным позаботиться о своих детях.

Григорий Иванович Батырев, первый и незабываемый директор школы, на попутных машинах за свой счет объездил города-курорты в поисках места для школы. Таким помещением стал бывший Карачаевский детский дом по улице Донской, 5, который на тот момент был свободен.

На первых порах это была малокомплектная школа, где отсутствовало многое необходимое для учения: приборы, бумага, учебники. Работали педагоги и ученики в основном устно. Учебные «кабинеты» после занятий сначала превращались в столовые, затем — в спальни. А начальные классы занимались в комнате, где жил директор с семьей.

В конце 1943 года школа была переведена на Бермамыт. Здесь было более просторное, а в сравнении с первым «роскошное» помещение, правда, отсутствовало освещение, отопление, но к трудностям коллективу школы было не привыкать. Не смущало, что в школе всего 26 голых кроватей, что о постельном белье, тепле, горячей воде и сытой пище оставалось только мечтать. И все же школа жила, крепла, обустраивалась, доставала топливо, строительные материалы, белье, учебники, бумагу.

Сначала школа давала лишь начальное образование, затем – восьмилетнее, а с 1956 года - десятилетнее. 15 августа 1945 года состоялся первый выпуск учащихся восьмого класса. Их было всего 10, и они продолжили учебу в Куйбышевской средней спецшколе. В 1978 году на средства ВОСа было построено новое трехэтажное здание школы-интерната по типовому проекту.

 

Образовательная политика и организация образовательного процесса

Образовательная политика школы-интерната является содержательным выражением федеральной, региональной политики образования, наиболее полно учитывает потребности, возможности и особенности детей, имеющих зрительную патологию.

Школа-интернат – образец комбинированной образовательной интеграции. В школе ведется обучение по 7 основным программам и 5 программам дополнительного образования.

Учебные планы и программы обеспечивают адаптивность образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей детей.

Реализуется следующие варианты обучения:

Образовательные программы, направления и специальности

п/п

Содержание, воспитание и социальная адаптация воспитанников

Уровень

нормативный срок обучения

Документ

регламентирующий деятельность

 

Дошкольное образование

общеобразовательная

4 года

лицензия

 

Начальное общее образование

общеобразовательная

4 года

лицензия

 

Основное общее образование для слепых и слабовидящих детей

общеобразовательная

6 лет

лицензия

 

Среднее общее образование

общеобразовательная,

2 лет

лицензия

 

Общее образование для детей с задержкой психического развития

общеобразовательная

9 года

лицензия

 

Программы по дополнительному образованию:

 

Программы художественно-эстетической направленности

дополнительные

до 12 лет

Получить лицензию

 

Программы физкультурно-спортивной направленности

дополнительные

до 12 лет

Получить лицензию

 

Программы научно-технической направленности

дополнительные

до 7 лет

Получить лицензию

 

Программы эколого-биологической направленности

дополнительные

до 12 лет

Получить лицензию

 

Организация образовательного процесса

В школе реализуются образовательные программы с учетом действующего законодательства РФ в области образования, обеспечивает в видении в действие и реализацию требований ФГОС и выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных действующим СанПиНом, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников.

Устанавливается очная форма усвоения образовательных программ. С учетом потребности и возможности личности обучающегося, состояния его здоровья, школа-интернат оказывает помощь и содействие в создании условий для освоения образовательных программ в форме семейного образования и самообразования, дистанционного обучения.

Реализуя социальные гарантии прав граждан на образование, школа предусматривает обучение по индивидуальным-адаптированным программам и учебным планам в соответствии с образовательной программой, принятой в учреждении, и Базисным учебным планом. При обучении по индивидуальному учебному плану возможно освоение образовательной программы в замедленном или ускоренном темпе в зависимости от способностей обучающихся. Аттестация обучающихся по индивидуальному учебному плану проводится по мере усвоения учебного материала и завершения обучения по утверждённой образовательной программе.

Индивидуальный учебный план разрабатывают учителя-предметники на основании результатов обследования обучающегося в психолого-медико-педагогическом консилиуме школы (далее – ПМП(к)). ПМП(к) проводит всестороннее комплексное обследование обучающегося с целью выявления его возрастных и индивидуальных возможностей и определения индивидуального образовательного маршрута по вариантам В и С.

Перевод обучающихся на индивидуальный учебный план производится с согласия родителей (законных представителей) и по решению педагогического совета школы.

Основные виды деятельности школы:

  • реализация в полном объеме образовательных программ в соответствии с базисным учебным планом слабовидящих, слепых и ЗПР;
  • создание благоприятных условий обучения, воспитания и проживания воспитанников, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности каждого обучающегося, воспитанника;
  • обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
  • формирование адаптированного поведения каждой возрастной группы с последующей проверкой по критериям сформированности норм поведения воспитанников;
  • организация и обеспечение профилактических, оздоровительных и лечебных мероприятий каждого конкретного обучающегося, воспитанника;
  • создание благоприятных условий для разностороннего развития личности;
  • подготовка к самостоятельной жизни воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, вхождение их в производственные, деловые, человеческие отношения.

Учебный год в школе, начинается 1 сентября текущего года. Продолжительность учебного года в дошкольной группе и в 1 классах – 33 недели, во 2 – 12 классах – не менее 34 недель.

Учебный план школы переходит на ФГОС, реализует АООП ОО фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки слепых обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, специальных курсов внеучебной деятельности, распределяет учебное время, отводимое на их освоение. В учебном плане отражается специфика региона, возможности организации, контингента обущающихся и пожеланий родителей.

Для достижения результатов образования, предъявляемых Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) в ГКС(К)ОУ № 18 ведется работа по системе «Школа России»:

Система учебников представляет собой ядро целостной и сконструированной на основе единых методологических и методических принципов информационно-образовательной среды для начальной школы, позволяющей реализовывать на практике важнейшее положение ФГОС — «эффективность учебно-воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной средой — системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия для реализации основной образовательной программы образовательного учреждения».

Позиционировать систему учебников «Школа России» как ядро современной информационно-образовательной среды для начальной школы, прежде всего, позволяет то, что данное ядро имеет мощную методическую оболочку, представленную современными средствами обеспечения учебного процесса по всем предметным областям учебного плана ФГОС (ФГОС раздел III, п.19.3.). Методическая оболочка системы учебников представлена рабочими и творческими тетрадями, словарями, дидактическими материалами, книгами для чтения, многоплановыми методическими пособиями, высококачественными комплектами демонстрационных таблиц к предметным линиям УМК, различными мультимедийными приложениями (DVD-видео, программное обеспечение для интерактивной доски и CD-ROM диски и др.), интернет поддержкой и пр.

В процессе реализации данной концепции перед школой стоят следующие задачи:

  • Развитие личности школьника, его творческих способностей;
  • Воспитание нравственных и этических чувств, эмоционально-целостного, позитивного отношения к себе и окружающим;
  • Формирование основ умения учиться и организации своей деятельности;
  • Освоение основополагающих элементов научного познания и опыта его применения и преобразования в условиях решения учебных и жизненных задач;
  • Формирование учебной самостоятельности, желание и умения учиться, связанных с расширением границы возможностей обучающихся;
  • Формирование у учащихся устойчивых познавательных интересов, включая каждого ученика в работу на занятиях в качестве активного участника и организатора образовательного процесса;
  • Совершенствовать работу, направленную на сохранение и укрепление здоровья обучающихся и привития им навыков здорового образа жизни;

Создание педагогических условий, обеспечивающих не только успешное образование на данной ступени, но и широкий перенос средств, освоенных в начальной школе, на следующие ступени образования и во внешкольную практику.

При решении вышеизложенных задач планируются следующие результаты:

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
  • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт по получению нового знания, его преобразованию и применению.

 

Научно-методическая работа

 

Школа принимает участие в национальном проекте «Создание форм дистанционного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья», который реализует право детей-инвалидов на образование независимо от места проживания ученика, обучающегося на дому не посещающих школу, в рамках краевой целевой программы «Развитие образования в Ставропольском крае на 2010 - 2015 годы».

В рамках дистанционного обучения уроки проводятся в режиме Он-лайн посредством программы СКАЙП в специальной учебной среде i-класса.

В образовательном процессе учебные компьютерные программы используются на уроках математики, биологии, истории, географии, начального звена. Одни программы разработаны как дополнительные иллюстрации к курсу предмета, другие представляют собой примеры прогрессивной системы обучения и контроля знаний в виде тестирования. На данном этапе проходят обучение 15 учеников, для работы с такими детьми подготовлены 13 учителей-тьютеров по различным предметам.

С 2010 года педагогический коллектив школы работает над расширением спектра новых форм образовательных услуг, вариативных форм образования «Группы кратковременного пребывания детей не посещающих дошкольные образовательные учреждения» и «Школа для родителей», которые являются перспективным способом сохранения и развития дошкольных образовательных учреждений, а также в преемственности образования детский сад-начальная школа, организацией консультативной помощи родителям, оздоровления и адаптации детей-инвалидов раннего дошкольного возраста не посещающих детские образовательные учреждения края, в рамках подпрограммы «Право ребенка на семью в Ставропольском крае на 2011-2015 годы» краевой целевой программы «Развитие образования в Ставропольском крае на 2010-2015 годы». Очень хочется привлечь внимание семей, в которых воспитывается особый ребенок. Порой родители ребенка с ограниченными возможностями здоровья замыкаются в своем кругу, боятся своих проблем и не верят в собственные силы. Привлекая их в нашу школу, родители вместе с детьми на время приезжают к нам, получают методический опыт, психологическую поддержку, принимают участие в учебно-воспитательном процессе, радуются своим результатам. Наша задача помочь родителям, чтобы они в дальнейшем самостоятельно могли применять полученные знания на практике в домашних условиях.

Особое внимание и поддержку детям с отклонением в развитии и их родителям оказывают квалифицированные специалисты (психологи, дефектологи, логопеды, медицинские работники, педагоги дополнительного образования, инструкторы адаптивной физкультуры).

Школьная группа имеет в составе образовательную группу, спальную комнату, кабинет тифлопедагога, сенсорную комнату, кабинет психолога, логопеда, кабинет ЛФК, спортивно-развлекательный комплекс, медицинский блок. Все помещения оборудованы современным учебным, реабилитационным и медицинским оборудованием. Образовательный процесс строится с учетом личностных особенностей каждого ученика.

В 2011 году коллектив школы выиграл грант Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации по теме: «Смогу жить самостоятельно». Основная цель проекта: социальная реабилитация детей-инвалидов, выпускников школы-интерната ее значение и современные направления. В процессе реализации проекта в школе организован оздоровительно-образовательный лагерь для детей-инвалидов и выпускников школы-интерната, в котором были созданы оптимальные условия для укрепления здоровья, организации досуга, творческого развития детей. В результате проведенной работы отмечено расширение познавательных интересов детей, раскрытие их способностей. В результате удовлетворения духовных, интеллектуальных, двигательных потребностей, детей-инвалидов приобретен необходимый социальной опыт современной жизни. Созданные в лагере отношения сотрудничества, содружества и сотворчества также способствовали расширению социального опыта, результат 100% поступление обучающихся в СУЗы и ВУЗы. В школе широко используются нетрадиционные методы обучения и воспитания:

  • Анималотерапия (иппотерапия, дельфинотерапия)-лечение животными рассчитана на то, чтобы помочь человеку использовать свои собственные скрытые ресурсы, раскрыть в себе новые ресурсы и улучшить качество жизни.
  • Экотуризм - определённая деятельность, направленная на организацию и проведение культурно-спортивно-оздоровительного время препровождения детей, подростков, а также членов их семей.
  • Бальнеологическое лечение проводилось для лечебно-оздоровительного и психолого-релаксационного воздействия обучающихся.
  • Музыкальная социализация - осуществляется по средствам различных видов музыкальной деятельности, дети с успехом осваивают все необходимые знания, умения и навыки допрофессионального музыкального образования. Используя их впоследствии, чувствуют себя свободно и непринуждённо в окружении обычных людей, добиваются высоких результатов на музыкальном поприще, получают широкое общественное признание, иными словами, успешно социализируются по средствам музыки.

Имея богатый опыт работы с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами по успешной социализации, в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, школа стала стажировочной площадкой для распространения опыта и повышения квалификации педагогических и руководящих работников системы образования в условиях модернизации. За последние три года образовательное учреждение пополнило свою материальную базу современным инновационным оборудованием, расширила круг заинтересованных лиц в области коррекционной педагогики, продолжается сотрудничество с иностранными специалистами по внедрению и разработкам специального оборудования для детей-инвалидов. Практика многогранной учебно-воспитательной и коррекционно-восстановительной работы в школе выступает за образовательную, социальную и профессиональную интеграцию инвалидов, руководствуясь в своей работе принципом права любого ребенка на образование, разумного отбора жизненных позиций, позволяющих помочь взрослеющему человеку быть субъектом собственной жизни.

ГКОУ «Специальная школа-интернат № 18» г. Кисловодска с 2012г. принимает участие в программе «Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей». С 2012г. является стажировочной площадкой по распространению опыта социализации детей с нарушениями зрения в условиях общеобразовательной школы-интерната, осуществляющего интегрированное обучение детей. Согласно сетевому графику В 2012 году :

1.Разработка нормативно-правовой документации, регламентирующей организацию и функционирование стажировочной площадки (положение о стажировочной площадке, должностные инструкции, планы работы ,учебные программы);

2. Проведено оснащение стажировочной площадки диагностическим оборудованием (для первичной и контрольной диагностики), в том числе контрольно-диагностические материлы; оборудованием для реабилитации и коррекции зрения; оборудованием для сенсомоторной реабилитации и коррекции; оборудование для коррекционно-развивающих занятий, медицинским оборудованием, учебно-лабораторным оборудованием, учебной мебелью; в том числе осуществление ремонта и оборудования помещений, приобретение учебной мебели обеспечение в случае необходимости безбарьерной среды;

3. На базе ГКС(К)ОУ организована команда тьюторов;

4. Команда тьюторов ГКОУ 18 прошла обучение региональных команд тьюторов для организации и методического сопровождения деятельности управленческих кадров, обеспечивающих распространение организационно-правовых моделей успешной социализации детей с ОВЗ на базе стажировочных площадок. Обучение проходило на базе Костромского областного института развития образования. В рамках проводимых мероприятий была организована консультативная поддержка и обучающие мероприятия.

Детальный план-график (сетевой график) выполнения работ в рамках функционирования стажировочной площадки по направлению «Распространение на всей территории РФ моделей успешной социализации детей» в ГКОУ спецшколе-интернате № 18 города Кисловодска.

Направление работы

Перечень мероприятий и взаимосвязанных действий по их выполнению

Состав участников

Организация и проведение на базе стажировочной площадки мероприятий по повышению квалификации для руководящих и педагогических работников образовательных учреждений по вопросам реализации современных организационно-правовых моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов (по представленным Минобрнауки России программам)

1 Семинар-практикум «Организация учебно-воспитательной работы и оказание услуг детям с ограниченными возможностями

здоровья и их родителям

2 Семинар-практикум «Создание доступной среды для социальной адаптации и успешной интеграции лиц с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования».

3. Мастер классы практические занятия по подготовке специалистов для работы с незрячими детьми в классах инклюзии.

4 Всероссийская спортивная олимпиада для детей с ОВЗ. Проведение мастер-классов по спортивной работе с детьми с ОВЗ

5. Семинар-практикум «Инклюзивное образование в условиях работы по ФОГС».

6. Научно-практическая конференция по вопросам формирования, обобщения, и диссеминации опыта внедрения современных организационно-правовых моделей успешной социализации детей с ОВЗ

г. Грозный

Педагогические работники общеобразовательных организаций

г.Нальчика

Педагогические работники Республиканского ресурсного центра по развитию инклюзивного образованию РСО-Алания.

Педагогические работники Северо –Осетинсекого республиканского института повышения квалификации работников образования

Педагогические работники г. Кисловодска

Представители регионов РФ(работа с детьми и специалистами коррекционной педагогики)

Руководителей общеобразовательных организаций г.Кисловодска

участники тьюторы ГКОУ спецшколы-интерната № 18

Оснащение стажировочной площадки диагностическим оборудованием (для первичной и контрольной диагностики), в том числе контрольно-диагностические материлы; оборудованием для реабилитации и коррекции зрения; оборудованием для сенсомоторной реабилитации и коррекции; оборудование для коррекционно-развивающих занятий, медицинским оборудованием, учебно-лабораторным оборудованием, учебной мебелью; в том числе осуществление ремонта и оборудования помещений, приобретение учебной мебели обеспечение в случае необходимости безбарьерной среды;

  1. Коррекционно-развивающее оснащение «Оптик Мьюзик»
  2. Спортивное оборудование, тренажеры
  3. Установление спортивной площадки для развития инвалидного спорта.
  4. Приобретение учебной мебели для обеспечения безбарьерной среды

 

разработка и апробация обучающих программ повышения квалификации, методических рекомендаций по ее реализации, комплекта учебно-методических материалов

1.Элективный курс «Музыкальная социализация детей с ОВЗ».

2. Предпрофильная подготовка по направлению - анатомия человека

3. Социально-бытовая ориентировка «Мир равных возможностей»

Куликов В.А учитель музыки

Куценко Е.В учитель биологии

Бандурина Е.В

 

2. Воспитательный блок

Тема воспитательной работы школы интерната № 18: «Интеграция личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в социум через реализацию прав ребенка (Конвенция ООН, Закон об Образовании от 01.09.2013 года.)»

Основные направления воспитательной работы:

  • Интеллектуально-познавательное воспитание
  • (воспитание положительного отношения школьников к учёбе)
  • Общественно-патриотическое воспитание
  • Спортивно-оздоровительное воспитание
  • Нравственно-правовое воспитание
  • Эстетическое и культурное воспитание. Организация досуга
  • Трудовое и профориентационное воспитание
  • Работа с родителями

 Программа комплексного воспитания, реабилитации и коррекции «Мир равных возможностей»

Наименование программы

Программа комплексной реабилитации и коррекции «Мир равных возможностей» на 2014–2017 гг. (далее — программа)

Основание для разработки программы

1. Постановление Правительства Российской Федерации № 89 от 14.02 2006 г. «О государственной поддержке школ и вузов, внедряющих инновационные программы»;

Цель программы

Повышение эффективности управления.

Повышение уровня качества и доступности социальных услуг и реабилитации.

Повышение престижа профессии педагога.

Обобщение практического опыта инновационных площадок России в научно-методические пособия для широкого использования.

Повышение материально-технического уровня инновационных площадок России.

Улучшение материальных условий труда российского педагога.

Создание благоприятных условий для обучения и развития детей в трудной жизненной ситуации.

Основные задачи программы

Обозначить способы активной социализации ребенка, имеющего специальные трудности на пути перехода от социальной адаптации в группе к социальной успешности в группе по интересам, затем к социальной самореализации и к социальной ответственности в структуре общественных взаимоотношений в широком понимании значения данного понятия.

Повышение материально-технического уровня школы-интерната, создание единого информационного пространства.

Приоритетное выполнение социальных проблем детского населения .

Повышение безопасности ребенка в реабилитационной системе и снижение отрицательных воздействий на уникальную природу детского мышления и сознания.

Обобщение медико-психолого-педагогического опыта через издание научно-методического пособия для специалистов коррекционных реабилитационных учреждений Российской Федерации.

Сроки и этапы реализации программы

2016-2019 учебный год.

Этапы реализации программы

Программа комплексной реабилитации и коррекции «Мир равных возможностей» выполняется путем реализации следующих подпрограмм.

  1. «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ»;
  2. «Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ»;
  3. «Социально-медицинская программа работы с психосоматически ослабленными детьми и детьми с ОВЗ;
  4. «Я – гражданин России»;
  5. «Природа вокруг нас»;
  6. «Радуга творчества» музыкальная социализация, детей-инвалидов и семей с детьми-инвалидами.

Основные мероприятия программы

Программные мероприятия подпрограмм подробно прописаны в каждой подпрограмме и ориентированы на:

разработку и создание научно-методического сопровождения для каждой, отдельно взятой подпрограммы;

материально-техническое обеспечение инновационного проекта;

затраты на материалы, оборудование для реализации содержания подпрограмм.

Ожидаемые результаты программы

Увеличит объем научно-методического инновационного реабилитационного коррекционного пространства Ставропольского края.

Улучшит материально-техническую базу ГКСКОУ школа-интернат № 18.

Снизит количество детско-родительских конфликтов и проблем детства не менее чем на 25% (из расчета 150 детей в образовательном учреждении в год).

Увеличит доступность передового коррекционно-педагогического опыта.

Будет способствовать повышению престижа коррекционных образовательных учреждений.

Обеспечит мотивацию специалистов к разработке новых проектов, гарантирующих динамику развития системы российского образования.

 

Интеграция образовательного процесса с дополнительным образованием и воспитанием как синтез науки, культуры и искусства.

 Дошкольное образование

I ступень

1-4 кл

II ступень

5-10 кл

III ступень

11-12 кл

Здоровьесбережение- состояние здоровья школьников, меры по охране и укреплению здоровья

Профессиональная подготовка: "Тифлоинформатика"

Музыкальная социализация: хореография, инструментальное исполнительство, вокальное пение, сотрудничество с музыкальной школой, музыкальными колледжами – получение начального музыкального образования, профессионального/

Нравственно-патриотическое воспитание: Я гражданин России!

Спортивные секции: волейбол, голбол, шахматы, шашки, дартс

«Радуга творчества»:изо-мастерская , керамика, декоративно-прикладные искусства: бисероплетение, глиняная игрушка, лентоплетение, макраме, мягкая игрушка, вязание.

Отделение естественно-математической культуры:Компьютерная грамотность

3. Коррекционный блок

Содержание коррекционной работы в школе – это комплексная программа оптимальной педагогической, психологической и медицинской деятельности, а также процесса самокоррекции, направленных на преодоление и ослабление недостатков психического и физического развития детей с нарушением зрения.

Задачи коррекционного тифлопедагогического процесса:

  • совершенствовать систему психолого-педагогической диагностики учащихся школы;
  • специалистам школы: психологу, тифлопедагогу, логопеду и учителям коррекции составлять рекомендации по проведению индивидуальной коррекционной работы с детьми для учителей и воспитателей, а также родителям детей с ОВЗ;
  • классным руководителям и воспитателям, ответственным за образовательную, воспитательную и коррекционную работу с детьми своего класса на основе рекомендаций специалистов, основываясь на принципах индивидуально-дифференцированного подхода, составлять маршруты психолого-педагогического сопровождения детей своего класса, адаптированные программы внеурочной деятельности;
  • специалистам школы вести наблюдение и составлять мониторинг развития каждого ребенка, представлять сведения по своему разделу в сводный мониторинг школы, отражающий динамику образовательной, воспитательной и коррекционной работы;
  • провести целенаправленную работу по подготовке специалистов-дефектологов, тьюторов для ведения специальной коррекционной работы (коррекционные спецкурсы);
  • постоянно совершенствовать в своей работе методы и приемы, обеспечивающие доступность информации для детей с нарушением зрения;

В школе-интернате выявлена следующая потребность в проведении индивидуальных и групповых коррекционных занятиях с учащимися дошкольной группы, начальной школы, среднего и старшего звена:

  • коррекционные занятия по формированию навыков игровой и коммуникативной деятельности;
  • коррекционные занятия по формированию социально-коммуникативных навыков общения;
  • коррекционные занятия по коррекции речевого развития;
  • коррекционные занятия по развитию мелкой моторики;
  • коррекционные занятия по развитию общей моторики;
  • коррекционные занятия по социально-бытовому обучению;
  • коррекционные занятия по физическому развитию и укреплению здоровья;
  • коррекционные занятия по формированию навыков пространственной ориентировки;
  • коррекционные занятия по формированию и развитию зрительного восприятия.

Материально-техническое обеспечение коррекционного процесса

Создание условий для повышения качества дошкольного, общего и дополнительного образования, оздоровительно-реабилитационной деятельности, проведения коррекционных мероприятий, включение безбарьерной среды в общеобразовательный процесс:

  • современная материально-техническая база, позволяющая осуществлять реабилитацию и социализацию воспитанников;
  • функционирование группы дошкольного возраста на 10 человек;
  • 28 учебных кабинетов, учебные мастерские – 1, оснащение современными инновационными тифлотехническими приборами и учебным оборудованием для проведения занятий со слабовидящими и незрячими учащимися;
  • оснащение кабинетов современной мебелью, соответствующей санитарно-гигиеническим нормам, специальными оптическими приборами, учебниками по Брайлю, «говорящими тифлофлеш-картами»;

Оснащение коррекционно-образовательного процесса, специализированным и иным оборудованием:

  • помещения для кружковой работы: кабинеты музыкального отделения - 2, актовый зал, спортивный зал, тренажерный комплекс, спортивные площадки;
  • зал ритмики и ЛФК, кабинет массажа, светлая сенсорная комната, темная сенсорная комната, кабинет СБО, логопедический кабинет и кабинет тифлопедагога.

Информационное обеспечение: тифлотехнический центр, 1 компьютерный класс на 10 компьютеров, в т.ч 4 компьютера по Брайлю, локальная сеть, интернет, школьный сайт в Интернете, цифровой-библиотечный комплекс.

Число компьютеров на 1 обучающегося – 40%.

Доля педагогических работников использующих компьютерную технику в преподавании предметов – 65%.

Библиотека является электронно-цифровым комплексом, оснащенным всеми видами ТСО для слабовидящих и слепых учащихся, которые обеспечивают условия для индивидуальных занятий обучающихся.

Обеспечена безопасность воспитанников школы-интерната:

Составленный паспорт безопасности школы-интерната направлен на обеспечение безопасности коррекционно-образовательного процесса и здоровье сбережения детей. Школа оснащена видеонаблюдением (в школе-интернате -24 видеокамер), автоматической пожарной сигнализацией, антитеррористической защитой - охранная служба, противопожарным оборудованием и «Стрелец-Мониторинг».

Общественное управление школой-интернатом

Совет трудового коллектива – осуществляет урегулирование отношений, возникающих при реализации организационных и административных функций в школе-интернате.

Активное участие в жизни школы-интерната принимают родительские комитеты классов и общешкольный родительский комитет.

Руководителям методических объединений, временных творческих групп делегировано руководство этими объединениями.

В школе-интернате развивается орган ученического самоуправления – детское творческое объединение, организующий внутришкольную жизнь воспитанников.

Нормативно-правовые и научно-методические ресурсы соответствуют современным требованиям.

 Состояние здоровья школьников, меры по охране и укреплению здоровья

Медицинское обслуживание проводится штатными медицинскими работниками Спецшколы-интерната №18, в него входят: 1 ставка врача-педиатра, 0,5 ставка врача- офтальмолога, 4 ставки палатных мед.сестёр, 0,5 ставки медицинской сестры физиотерапии, 1 ставка диетсестры, 0,5 ставки медсестры-ортоптистки. Имеется лицензия на медицинскую деятельность № ЛО-26-01-001876 от 17.05.2012 регистрационный № 1022601324679 бессрочно.

Медицинский блок имеет следующий набор помещений общей площадью 130,7 кв.м:

I. Помещение №41: кабинет врача общей площадью-13,3 кв.м., высотой 3м., освещение естественное и дополнительно укомплектовано лампами дневного света. Стены и потолок окрашены ВДВА светлых оттенков. Отопление и водоснабжение осуществляется централизованно, имеется раковина с подводом холодной и горячей воды, стена над раковиной облицована керамической плиткой. Температурный режим соблюдается в пределах нормы 21-22 гр.С.; Кабинет оснащён в соответствии с правилами САНПИН 2.4.2. 1178-02:

II. Помещение №44: кабинет врача–офтальмолога, общей площадью-14,7кв.м. высотой 3м., освещение естественное и дополнительно укомплектовано лампами дневного света. На окнах имеются жалюзи для затемнения. Потолок окрашен ВДВА светлых оттенков, стены- в тёмных тонах. Отопление и водоснабжение осуществляется централизовано, имеется раковина с подводом холодной воды, стена над раковиной облицована керамической плиткой. Температурный режим соблюдается в пределах нормы 21-22 гр.С.;

Кабинет оснащён:

1. аппарат «Ручеёк»- 1 шт.; 2. набор оптических стёкол с оправой- 1 шт.;
3. набор пробных сферных очков- 1 шт.;
4. проекционный периметр- 1 шт.;
5. цветомагнитный стимулятор- 1 шт.;
6. щелевая лампа- 1 шт.;
7. электросветовой стимулятор- 1 шт.;
8. офтальмоскоп электрический-1 шт.
9. анализатор поля зрения-1 шт.
10. проектор знаков -1 шт.
11. Синаптофор – 1 шт.
12. Аппарат «Витазор» - 1 шт.
13. Линейки скиаскопические- 2 шт.
14. Аппарат «Амо-Атос» для магнитотерапии;

III. Помещение №42: процедурный кабинет, общей площадью- 10,3кв.м. высотой 3м., освещение естественное и дополнительно укомплектовано лампами дневного света. Стены и потолок окрашены ВДВА светлых оттенков. Отопление и водоснабжение осуществляется централизованно, имеется раковина с подводом холодной и горячей воды, стена над раковиной облицована керамической плиткой. Температурный режим соблюдается в пределах нормы 21-22 гр.С.; Кабинет оснащён:

IV. Изолятор включает в себя: помещение №39 - палата на 3 места, площадью-11кв.м.; помещение №37- палата на 2 места, площадью-8,8кв.м.; помещение №38- палата на 2 места, площадью- 10,3кв.м.; помещение №40-ванная, площадью-3,8 кв.м., помещение №35-туалет, площадью 3 кв.м.; помещение №31- коридор, площадью 18,7кв.м..

На каждого ребенка заведена индивидуальная карта ребёнка, где отмечается состояние здоровья, перенесенные заболевания, результаты анализов крови, мочи, кала 2 раза в год, справки об эпидокружении, осмотры узких специалистов 2 раза в год, профпрививки, реакции на них и планы оздоровления на следующий год.

Заполняются листы здоровья в классных журналах, где выставляется диагноз, группы здоровья и физкультурные группы по результатам углубленного осмотра детей, включая антропометрию.

В школе проводятся оздоровительные мероприятия: прогулки по парку, походы в горы, музеи города, конные прогулки, посещение бассейна. Лечение в Кисловодской бальнеогрязелечебнице прошли 53 ребёнка.

Санпросветработа проводится в виде индивидуальных бесед с детьми, а также на тематических классных часах: "Здоровье школьника", "Организация рабочего дня школьника", "Гигиена тела, личная гигиена", "Основы рационального питания, привычки питания", "Профилактика возникновения нарушений зрения", "Социально-бытовые условия жизни и их роль в формировании здоровья", "Здоровье и будущая карьера", "Физическая активность", "Проведение досуга", ", "Инфекции передаваемые половым путем", "Профилактика потребления табака", "Профилактика потребления алкоголя", "Профилактика потребления наркотиков", "О роле фтора в профилактике кариеса", "Значение гигиены полости рта".

Регулярно выпускаются санитарные бюллетени на различные актуальные темы: «Профилактика гриппа», «Последствия перенесенного на ногах гриппа», «Корь», «Скарлатина», «Проба Манту, её оценка и значение», «Здоровое питание», «Профилактика заболеваний органов зрения», «Насморк», «Вакцинация» и т.д.

 

Школьная программа «Здоровье» реализуется по следующим направлениям

1. Профилактика и коррекция нарушения зрения

2. Профилактика и коррекция психо-неврологических нарушений

3. Профилактика и коррекция ОДА

4. Обще-оздоровительные мероприятия

5. Профилактика соматических заболеваний

6. Санитарно-противоэпидемические мероприятия

7. Санпросвет работа

8. Мониторинг за состоянием здоровья уч-ся

       

В оздоровительных целях в школе-интернате созданы условия для удовлетворения биологической потребности обучающихся в движении, которая реализована посредством ежедневной двигательной активности обучающихся: утренняя зарядка; физкультминутки на уроках; подвижные игры на переменах; уроки физкультуры, ритмики, ЛФК, трудового обучения; занятия спортивных секций и участие в спортивных соревнованиях; занятия в танцевальных кружках; дни здоровья.

Организация физкультурно-оздоровительной работы в школе-интернате III-IV вида осуществляется с детьми всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях, на индивидуальных занятиях), в том числе с детьми, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

Физкультурные группы

Группы физической культуры

Основная

Подготовительная

Специальная

Одним из подходов к решению укрепления здоровья является использование здоровьеразвивающих технологий обучения, в т.ч., работа по обязательному соблюдению на уроках и во внеурочное время офтальмоэргономических требований.

Расписание уроков составлено отдельно для общеобразовательных, факультативных, коррекционных занятий и дополнительного образования в соответствии с СанПин. Между началом факультативных, коррекционных занятий и последним уроком имеется перерыв продолжительностью 1час.

 

Питание

Столовая ГКОУ школы-интерната №1 8 является школьной столовой общего типа расположена в двух уровнях и имеет следующий набор помещений:

1-эй этаж (цокольный) общая площадь 168 кв.м.:
1. Склад (6 помещений)
2. Коридор (5 помещений)
3. Цех для обработки сырых овощей
4. Цех для обработки яиц
5. Помещение для мойки уборочного инвентаря
6. Гардеробная
7. Душевая
8. Туалет для персонала

2-ой этаж:
1. Овощной цех
2. Мясной цех
3. Кладовая суточных запасов
4. Кладовая сыпучих продуктов
5. Охлаждаемая камера
6. Холодный цех
7. Варочный цех
8. Кондитерский цех

Школьная столовая оснащена всем технологическим оборудованием, посудой и инвентарем согласно основным нормам.

Все технологическое оборудование приобретено с 2010-2012 года в рамках модернизации, находится в рабочем состоянии. В школе организовано пятиразовое горячее питание, согласно гигиеническим требованиям к организации общественного питания.

 

4. Финансово-хозяйственная деятельность

Школа-интернат осуществляет свою финансовую и хозяйственную деятельность самостоятельно в соответствии с законодательством РФ и Ставропольского края. Имущество учреждения является краевой собственностью, отражается в самостоятельном балансе и закреплено за учреждением на праве оперативного управления Комитетом имущественных отношений министерства Ставропольского края.

Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов школы являются:

  • бюджетные средства;
  • целевые средства;
  • средства от добровольных пожертвований других физических и юридических лиц;
  • другие источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При осуществлении права оперативного управления имуществом учреждение эффективно использует имущество, обеспечивает сохранность и использование имущества строго по целевому назначению, не допускает ухудшения технического состояния имущества помимо его ухудшения, связанного с нормативным износом в процессе эксплуатации, осуществляет текущий ремонт имущества.

Расходы на образование относятся к расходам на социальные нужды, которые определяются на основе принципов сметного планирования и финансируются по конкретным видам затрат. В основе расчетов расходов образовательного учреждения лежат показатели деятельности школы-интерната, характеризующие обслуживаемые контингенты (число учащихся, учебных групп, классов, число воспитанников). При этом учитывается время функционирования в течение года. Эти показатели служат расчетными. Денежный расход насчитывается по норме, которая обеспечивает функционирование и развитие школы. Основной принцип расходования бюджетных средств - строгое их регламентирование по назначению. Школа не вправе использовать средства на цели, которые не предусмотрены сметой. В состав затрат сметы школы-интерната входят:

  • оплата труда;
  • начисления на оплату труда;
  • командировочные и иные компенсационные выплаты работникам;
  • оплата товаров, работ и услуг;
  • капитальный и текущий ремонт;
  • приобретение оборудования и предметов длительного пользования.

Образовательное учреждение в пределах средств выделенных на оплату труда самостоятельно составляет штатное расписание, осуществляет выплату надбавок, доплат и других стимулирующих выплат.

Финансовое планирование позволяет определить объем и целенаправленное использование бюджетных ресурсов. С помощью планирования определяется движение бюджетных средств в соответствии с целями и задачами. Бюджетное планирование осуществляется в несколько этапов: составление проекта бюджета, рассмотрение проекта бюджета и утверждение проекта бюджета, поквартальное распределение расходов в соответствии с выделенными лимитами и потребностью, а также составление сметы расходов.

С целью экономии и грамотного расходования средств составляется «План закупок товаров» на планируемый год в свою очередь на основе которого составляется «План размещение заказа», в который включаются денежные средства, выделенные для приобретения товаров и услуг, распределенные по- квартально и в соответствии с условиями оплаты согласно суммам, находящимся на этих статьях: открытый конкурс, запрос котировок, без договорная основа. На основе сметы расходов и плана размещения заказа в планируемом году будут приобретаться услуги и товары необходимые для функционирования школы-интерната. Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные. Текущие расходы - расходы, обеспечивающие текущее функционирование образовательных учреждений в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование. Предоставление бюджетных средств для школы-интерната осуществляется в форме ассигнований на содержание учреждения, средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным контрактам.

Ежегодно структура доходов школы-интерната имеет постоянный рост, выросли субсидии из краевого бюджета на выполнение государственного задания, внебюджетные доходы за обучение и содержания детей из других регионов Северного Кавказа. Постоянное участие в грантовой деятельности дает возможность привлечь и целевые субсидии.

Школа-интернат определяет направления и порядок использования средств, полученных из бюджета и иных, не запрещенных источников, в том числе на оплату труда и материальное стимулирование своих работников.

Прибыль, полученная от грантов школой-интернатом, а также добровольные пожертвования и целевые взносы юридических и физических лиц являются источниками внебюджетного финансирования. Внебюджетный доход и приобретаемое за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение школы-интерната и учитываются отдельно. Поступление средств из внебюджетных источников не являются основанием для уменьшения размера финансирования за счет средств бюджета. Внебюджетное финансирование осуществляется через счета, которые открываются в банках или других кредитных организациях.

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО:

  • развитие международного сотрудничества с международными партнерами предполагает: расширение контактов из стран дальнего зарубежья;
  • изучение и распространение в деятельности образовательной системы зарубежного опыта в сфере работы на современном специализированном оборудовании;
  • участие в работе международных научных и практических конференций, других форумов, по распространению современных технологий работы с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами;
  • прохождение совместных стажировок, обучение педагогического персонала формам и методам работы с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами повышение качества и эффективности организации и проведения на базе школы мероприятий международного уровня с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами.

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ:

  • Сохранение контингента обучающихся.
  • Создание в школе – интернате здоровьесберегающих условий для всех субъектов образовательного процесса.
  • Совершенствование мастерства педагогов, использующих в своей работе современные образовательные технологии.
  • Укрепление материально – технической базы.
  • Реализация структурного подхода к достижению современного качества основного общего образования как основы единства основных компонентов содержания образования – знаний, умений, навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, социализации и профессиональной мобильности личности.
  • Формирование нравственно-этических норм поведения.
  • Расширение деятельности центра кондуктивных технологий для детей с ОВЗ и их родителей, проведение ранней диагностики и абилитации детей-инвалидов по зрению раннего возраста от 0 до 3 лет.
  • Развитие инфраструктуры и развитие инвалидного спорта.
  • Создание спортивна-оздоровительного центра для обучающихся.
  • Продолжать работу по распространению на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей в условиях школы-интерната, в рамках стажировочной площадки.

Школа-интернат – модель образовательного учреждения, инновационного типа: школа-комплекс с социально-гуманитарной направленностью образования, созданная с целью обновления и развития практики содержания и образования детей с патологией зрения, в.т.ч. детей инвалидов, детей-сирот и детей, соединившая дошкольное, общее, дополнительное, коррекционное, допрофессиональное образование.

Создание экспериментальной модели образовательного комплекса для детей с ограниченными возможностями здоровья на основе корреляции общего и дополнительного образования позволяет предоставить воспитанникам довольно широкий комплект образовательных дисциплин, имеющих общекультурное значение и дающих детям возможность выбора, поиска и проявления своей индивидуальности.

 

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДОСТУПНОСТИ И БЕЗБАРЬЕРНОЙ СРЕДЫВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС.

Создание условий доступности для детей с ограниченными  возможностями здоровья в рамках федеральной программы "Доступная  среда" на 2011 - 2020 годы", запланированы мероприятия, направленные на создание условий для реализации федеральных государственных  образовательных стандартов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья..

 ВНУТРЕННЕЕ ПРОСТРАНСТВО ШКОЛЫ ДЛЯ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ПОЛЬЗУЮЩИЙСЯ ИНВАЛИДНОЙ КОЛЯСКОЙ, КОСТЫЛЯМИ, ТРОСТЬЮ...) Коллектив школы работает над созданием безбарьерной среды для всех обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (слабовидящие, слепые, с нарушения опорно-двигательного аппарата, слабослышащие, с задержкой психического развития, в том числе Аутизм и синдром Дауна).

 

Итак, в школу пришел учиться ребенок, который пользуется инвалидной коляской, костылями или просто ходит медленно. Как можно приспособить здание школы, чтобы ребенок в школе себя чувствовал наиболее комфортно?

 

НАЧНЕМ СО ВХОДА В ШКОЛУ ВХОД В ШКОЛУ

Вход в любую школу обычно начинается с лестницы, которая является серьезным или даже непреодолимым препятствием для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, использующих при передвижении инвалидную коляску, трости, костыли и другие приспособления. Для того чтобы эти дети смогли попасть в школу, необходимо установить пандус у входа в школу.

Пандус должен быть достаточно пологим (10-12º), чтобы ребенок на коляске мог самостоятельно подниматься и спускаться по нему. Чтобы этого добиться, нужно учитывать следующие требования: уклон пандуса (соотношение высоты подъема пандуса (H) к длине протекции наклонного участка пандуса (L) не должен превышать 12º).

Ширина пандуса должна быть не менее 90 см. Необходимыми атрибутами пандуса являются ограждающий бортик и поручни. Ограждающий бортик предупреждает соскальзывание коляски. Его высота должна быть не менее 5 см. Поручни устанавливаются по обеим сторонам пандуса на высоте 70 и 90 см. Для детей младших классов — 50 см. Удобнее всего поручни круглого сечения с диаметром не менее 3 и не более 5 см. Длина поручней должна быть больше длины пандуса на 30 см с каждой стороны пандуса. Если архитектура здания не позволяет построить правильный пандус (например, узкая лестница), то можно сделать откидной пандус. Но тогда детям-инвалидам потребуется посторонняя помощь.

Еще одна немаловажная деталь — двери должны открываться в противоположную сторону от пандуса, иначе ребенок на коляске может скатиться вниз. Можно оборудовать вход звонком, чтобы предупредить охрану.

 

ВНУТРЕННЕЕ ПРОСТРАНСТВО ШКОЛЫ

 

Вдоль коридоров желательно сделать поручни по всему периметру, чтобы человек, который плохо ходит, мог, держась за них, передвигаться по школе.

Ширина дверных проёмов должна быть не менее 80-85 см, иначе человек на коляске через нее не пройдет.

Для того чтобы человек на коляске смог подняться на верхние этажи, в школьном здании должен быть предусмотрен хотя бы один лифт (возможно, понадобится ограничить доступ в него остальных учащихся). Однако, далеко не во всех школах это возможно сделать. Поэтому, по возможности, можно переносить занятия для классов, где учится ребенок-инвалид на первый этаж.

Хороший выход — установление на лестницах подъемников. Подъемники — и особенно лифты, — дорогостоящее оборудование, и мы понимаем, что далеко не любая школа может позволить себе его. Подъемники выпускаются сейчас в России, и они дешевле импортных. Однако, это было бы решением проблемы передвижения школьника-инвалида внутри школы.

Еще одним решением проблемы передвижения по лестницам ребенка-инвалида может быть организация дежурств старшеклассников, которые по очереди будут помогать ребенку на лестнице. Если в школе есть телефон-автомат, его надо повесить на более низкую высоту, чтобы ребенок, на инвалидной коляске смог им воспользоваться.

ШКОЛЬНАЯ РАЗДЕВАЛКА

В раздевалках инвалидам нужно выделить зону в стороне от проходов и оборудовать её поручнями, скамьями, полками и крючками для сумок и одежды и т.д. Также, можно для этих целей выделить отдельную небольшую комнату.

 

ШКОЛЬНАЯ СТОЛОВАЯ

В столовой следует предусмотреть непроходную зону для учащихся-инвалидов. Ширина прохода между столами для свободного передвижения на инвалидной коляске рекомендуется увеличить до 1,1 м.

Также, желательно, чтобы эти столы находились в непосредственной близости от буфетной стойки в столовой. В тоже время нежелательно детей-инвалидов сажать в столовой отдельно от остальных одноклассников.

Желательно, чтобы детям-инвалидам в столовой помогали — или сотрудники столовой, или можно организовать дежурства старшеклассников.

В некоторых школах, где учатся дети-инвалиды, есть практика приносить завтраки всему классу непосредственно в классные кабинеты. Это, конечно, не соответствует санитарно-гигиеническим правилам, зато способствует сближению детей.

 

ШКОЛЬНЫЙ ТУАЛЕТ

В школьных туалетах надо предусмотреть одну специализированную туалетную кабинку для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, в том числе и инвалидов-колясочников.

Размеры специализированной кабины не менее:

ширина — 1,65 м;

глубина — 1,8 м.

Ширина двери в специализированной кабине — не менее 900 мм. В кабине рядом с одной из сторон унитаза должна быть предусмотрена свободная площадь для размещения кресла-коляски для обеспечения возможности пересадки из кресла на унитаз. Кабина должна быть оборудована поручнями, штангами, подвесными трапециями и т.д.

Все эти элементы должны быть прочно закреплены.

Не менее одной раковины в туалете следует предусмотреть на высоте 0,8 м от пола. Нижний край зеркала и электрического прибора для сушки рук, полотенце и туалетная бумага располагаются на такой высоте.

 

СПОРТИВНЫЙ ЗАЛ

Детей-инвалидов необходимо также задействовать и на уроках физкультуры. Они могут выполнять посильные упражнения и участвовать в различных играх вместе с классом.

Это поможет им не отделяться от сверстников и выполнять школьную программу в более полном объеме.

Раздевалку, душевую и туалет при физкультурном зале для детей, пользующихся инвалидными колясками, надо немного переоборудовать.

В душевой, так же, как и в туалете, одну кабинку необходимо оборудовать так, чтобы ребенок инвалид мог ей воспользоваться, т.е. ширина двери должна быть не менее 90 см и коляска должна входить в кабинку целиком.

Желательно, чтобы в раздевалке все проходы были не уже 90 см.

 

РЕБЕНОК – ИНВАЛИД ПО ЗРЕНИЮ

Главное, что надо помнить, когда в школу приходит ребенок со слабым зрением, это то, что он будет испытывать затруднения в ориентации в пространстве.

Поэтому для комфортного пребывания в школе ему надо помочь именно в этом плане.

В начале учебного года с ребенком надо пройти по зданию школы (устроить «экскурсию»), для того, чтобы он запомнил месторасположение кабинетов и помещений, которыми он будет пользоваться. Все препятствия и повороты должны быть озвучены. Желательно дать ребенку возможность пощупать двери и углы. Также, если по каким-либо причинам месторасположение этих помещений изменится, надо будет еще несколько раз пройти по новому маршруту.

 

ВХОД В ШКОЛУ

Крайние ступени лестницы при входе в школу для ориентации ребенка с ослабленным зрением необходимо покрасить в контрастные цвета. Обязательно нужны перила. Перила должны быть по обеим сторонам лестницы на высоте 70 и 90 см. Для детей младших классов — 50 см.

 

УДОБНЕЕ ВСЕГО ПЕРИЛА КРУГЛОГО СЕЧЕНИЯ С ДИАМЕТРОМ НЕ МЕНЕЕ 3-5 СМ.

Вдоль коридоров можно сделать поручни по всему периметру, чтобы человек, который плохо видит, мог, держась за них, ориентироваться при передвижении по школе. Еще одним способом облегчения ориентации инвалида по зрению внутри школы может являться разнообразное рельефное покрытие полов. То есть при смене направления меняется и рельеф пола.

Это может быть и напольная плитка и просто ковровые дорожки.

Крайние ступени внутри школы, как и при входе, нужно покрасть в яркие контрастные цвета и оборудовать перилами.

Еще одним решением проблемы передвижения по лестнице плоховидящего или незрячего ребенка может быть организация дежурств старшеклассников, которые по очереди будут сопровождать ребенка на лестнице. Желательно, чтобы на классных кабинетах таблички были крупным шрифтом контрастных цветов или таблички с надписью шрифтом Брайля.

 

ШКОЛЬНАЯ РАЗДЕВАЛКА

В раздевалках учащимся с плохим зрением нужно выделить зону в стороне от проходов и оборудовать её поручнями, скамьями, полками и крючками для сумок и одежды и т.д. Желательно, чтобы этой зоной пользовались только одни и те же люди. Необходимо несколько раз провести ребенка к этому месту, чтобы он его запомнил.

 

ШКОЛЬНАЯ СТОЛОВАЯ

В столовой у ребенка-инвалида по зрению должно быть свое постоянное место, которым будет пользоваться только он. Также, желательно, чтобы это место находилось в непосредственной близости от буфетной стойки в столовой, но в тоже время нежелательно детей-инвалидов сажать в столовой отдельно от остальных одноклассников. Желательно также, чтобы ребятам с плохим зрением в столовой помогали работники или дежурные.

КЛАССНЫЕ КАБИНЕТЫ

Здесь тоже важно учесть, что инвалиду по зрению необходимо создать условия для ориентации в пространстве. Для создания доступной и комфортной обстановки в классе рекомендуется оборудовать для них одноместные ученические места, выделенные из общей площади помещения рельефной фактурой или ковровым покрытием поверхности пола.

Необходимо уделить внимание освещению рабочего стола, за которым сидит ребенок с плохим зрением и помнить, что написанное на доске нужно озвучивать для того, чтобы он смог получить информацию. Парта ребенка со слабым зрением должна находиться в первых рядах от учительского стола и рядом с окном.

Когда используется лекционная форма занятий, учащемуся с плохим зрением или незрячему следует разрешить пользоваться диктофоном — это его способ конспектировать. Желательно, чтобы пособия, которые используются на разных уроках, былине только наглядными, но и рельефными, чтобы незрячий ученик смог их потрогать.

 

Для достижения условий доступности образовательному учреждению необходимо выполнить ряд работ.

 

Перечень оборудования, необходимого для созданий условий для реализации федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся в ОВЗ.

  1. Установить пандус у входа в школу для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
  2. На дверях кабинетов необходимо повесить пиктограммы шрифтом Брайля с названием кабинета.
  3. Оборудовать рабочее место для ребенка-инвалида с Детским Церебральным Параличем.
  4. Установить поручни в коридорах.
  5. Установить дополнительные поручни на лестнице.
  6. Установить дополнительно одну специализированную кабинку для инвалидов-колясочников.

 

РАСШИРЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА ТИФЛОКОНДУКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ И СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА (от 0 до 3 лет) С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

 

В структуре детской инвалидности преобладают: психоневрологические заболевания (более 60 %) — это умственная отсталость, другие психические заболевания; заболевания нервной системы, в том числе слепые и слабовидящие дети. На 01.01.2009 года в Ставропольском крае проживали 249903 инвалида, в том числе 8292 ребенка-инвалида, по состоянию на 1.01.2010г. численность детей-инвалидов увеличилась до 8340 человек. Таким детям и семьям необходима комплексная социальная реабилитация, все родители имеют в анамнезе сидром «хронической усталости» и нуждаются в оказание квалифицированной социальной, медицинской, психологической и педагогической помощи. В основе нашей идеи, Центры независимой жизни распространены и на Западе, и описанные в работах Иващенко Г.М. и Ким Е.Н.

Современная статистика указывает, что все больше и больше новорожденных детей имеют различные нарушения в развитии, которые в последствии, могут привести к инвалидности. Чтобы этого не случилось, существуют эффективные методы помощи детям раннего возраста. Среди наиболее востребованных методов, специалисты выделяют венгерскую систему реабилитации - Кондуктивную педагогику, применяемую в институте им. А. Пете в Будапеште. Термин этот многим еще неизвестен и требует пояснения. Один из вариантов перевода – «сопровождающее воспитание».

Кондуктивная педагогика, всемирно известная система реабилитации и отличается от существующих методик, комплексным подходом к проблеме ограниченных возможностей здоровья.

В след за Андреш Петью, автором основателем, кондуктивной педагогики, мы считаем, что раннее сопровождение ребенка с ОВЗ, в том числе, слепого и слабовидящего повышает потенциальные возможности ребенка на развитие в соответствии с возрастными потребностями, достойное существование и равные возможности со сверстниками.

В нашем проекте, тифлокондуктивные технологии, это комплекс методов и методик, сопровождающего воспитания и развития слепого и слабовидящего ребенка раннего возраста.

В основу диагностических комплексов, для раннего выявления проблем развития ребенка, положены работы немецкого ученого, доктора Эрнста Й. Кипхарда, специалиста по детскому развитию Университета им. Гете г.Франкфурта – на- Майне. А также практическая методика Хельги Зиннхубер, руководство по сенсомоторной диагностике, позволяющие оценить навыки ребенка с ОВЗ, развитие его восприятия и моторики, корректировать имеющиеся нарушения на ранних этапа.

Сроки реализации инновационного проекта: с 1.09.2014 по 1.12.2020.

Минимальный штат специалистов для реализации проекта: 10 ставок.

Медицинские - 5 ставок.

Врач офтальмолог, педиатр, невролог.

Инструктор ЛФК, массажист.

Педагогические - 5 ставок.

Тифлопедагог, логопед, дефектолог, психолог, социальный педагог.

Задачи инновационного проекта:

  • создание центра тифлокондуктивных технологий для детей и семей с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья;
  • создание эффективных программ для укрепления здоровья и социального благополучия детей семей с ОВЗ;
  • развитие и совершенствованию материально-технической, медицинской базы учреждения;
  • обеспечение детей и семей с ОВЗ, полным, качественным и территориально доступным комплексом реабилитационных услуг;
  • создание в центре условий для физического и духовного развития детей с ОВЗ путем внедрения тифлокондуктивных, социально-педагогических программ;
  • разработка методических рекомендаций и пособий по тифлокондуктивной педагогике;
  • создание информационной базы семей с ОВЗ, для сопровождения семьи в ходе реализации проекта;
  • создание анимационного добровольческого движения «Родитель - Родителю», «Передай тепло по кругу».

Целевые группы: дети с ОВЗ раннего возраста, семьи воспитывающие детей с ОВЗ, специалисты.

Цели центра:
1. Ранняя диагностика развития ребенка с ОВЗ.
2. Ранняя коррекция развития ребенка с ОВЗ.
3. Дизайн - структурирование воспитательного пространства семьи воспитывающей ребенка с ОВЗ.
4. Обучение специалистов тифлокондуктивным технологиям.

Задачи центра в работе с детьми с ОВЗ:
1. Создание системы ранней диагностики и коррекции ребенка с ОВЗ.
2. Разработка индивидуального коррекционно-развивающего комплекса ребенка.
3. Дизайн - структурирование воспитательного пространства семьи воспитывающей ребенка с ОВЗ.
4. Психологическое сопровождение семьи.
5. Тифлокондуктивные технологий для детей с ОВЗ.
6. Неформальное общение детей с ОВЗ, оздоровление, в том числе с применением инновационных технологий иппотерапия, дельфинотерапия, анималотерапия, экотуризм. Физиотерапевтическое лечение, комплексы лечебной физкультуры, массаж.
7. Организация досуга детей, помощь семьям воспитывающих детей с ОВЗ.

Задачи центра в работе с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ:
1. Клуб родительской взаимопомощи «Поверь в свое дитя»;
2. семейные групповые конференции;
3. Бинарные лекции для родителей,
4. Консультации специалистов по проблемам воспитания детей с ОВЗ.
5. Создание анимационного добровольческого движения «Родитель - Родителю», «Передай тепло по кругу» с различной степенью включенности (тусовка, флеш-группа, коннектив, коллектив, точки потоков, транслятор).
6. Работа специалистов тифлопедагога, логопеда, дефектолога, психолога, медицинских работников с родителями.
7. Социализация семьи с детьми с ОВЗ, расширение круга общения.

Задачи центра в работе со специалистами:
1. Обучение специалистов тифлокондуктивным технологиям.
2. Создание системы ранней диагностики и коррекции ребенка с ОВЗ.
3. Апробация и внедрение технологии разработки специалистами индивидуального тифлокондуктивного, коррекционно-развивающего комплекса ребенка с ОВЗ.
4. Обучение специалистов-тюторов.
5. Профессиональные консультации и супервизии.

Источники финансирования:
1.Для достижения поставленных целей и задач планирует использование собственных средств школы-интерната № 18, а также средств иных источников, не запрещенных законом.

Ожидаемые результаты:
Реализация программы: «Центр тифлокондуктивных технологий для детей и семей с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья» позволит:
1. создать конкурентно-способный центр раннего сопровождения детей с ОВЗ;
2. расширить объем и качество педагогических и коррекционных услуг;
3. расширить клиентскую базу;
4. создать информационную базу семей с детьми с ОВЗ с целью мониторинга состояния детей в ходе реализации программы;
5. внедрить тифлокондуктивные технологии педагогической реабилитации семьи с детьми с ОВЗ.

 

Оптимизация эффективности управленческой деятельности

N

Критерий

Показатель

1.

Уровень информационно-аналитической деятельности

· Состояние получение и анализа промежуточной и итоговой информации о результатах дошкольного, начального общего образования (по группам, классам, предметам); обоснованность выбора методов сбора информации, содержания диагностических программ.

· Оперативность обработки информационных потоков.

· Оптимальность форм сбора, учета и хранения информации.

· Участие воспитателей, учителей школы, председателей МО в сборе информации, ее анализе.

· Глубина и аргументированность анализа ОП (установление связей и зависимостей, характеризующих положительные и отрицательные тенденции в его развитии, причин отклонения от заданного программами и учебными планами уровня).

· Состояние анализа итогов учебного года.

· Степень корректности рекомендаций по устранению обнаруженных недостатков.

2.

Уровень мотивационно - целевой деятельности

· Наличие совместной с воспитателем, учителем деятельности по анализу качества обучения, воспитания (проведение собеседования, его периодичность и характер).

· Регулярность и конкретность поощрений.

· Учет интересов в организации взаимодействия с ними, ориентация на успех.

3.

Уровень планово-прогностической деятельности

· Научная обоснованность, полнота, корректность плана. Нацеленность на улучшение конечных результатов деятельности дошкольного, начального образования, его развитие, обеспечение преемственности со средним звеном.

· Наличие системы планирования по управлению, его результатами (разработанных программ мониторинга, изучение профессиональной деятельности учителя, отслеживание уровня развития дошкольников, младших школьников).

· Планирование перехода на более высокий качественный уровень (с учетом зоны ближайшего развития по классам, предметам).

· Степень участия воспитателей, учителей, руководителей МО в планировании.

· Наличие целевых программ развития приоритетных направлений образовательного процесса.

4.

Уровень организационно-исполнительской деятельности

· Наличие и гибкость организационных структур управления, их участие в проведении мониторинга.

· Уровень организации методической работы.

· Рациональная организация труда.

· Уровень подготовки материалов к педсоветам, совещаниям, к аттестации учителей.

· Контроль за исполнением управленческих решений.

5.

Уровень контрольно-диагностиче-ской деятельности

· Наличие системы внутришкольного контроля.

· Обоснованность параметров, характеризующих развитие адаптивной образовательной среды в группах, в классах.

· Сочетание административного, общественного контроля с самоконтролем воспитателя, учителя.

· Целенаправленность и результативность в постановке педагогического прогноза, выработке коррекционных мер, степень их адекватности полученным результатам.

· Осуществление «выхода» на ребенка (определение уровня и задач развития).

· Согласованность содержания и форм контроля.

6.

Уровень коррекционно-регулятивной деятельности

· Обоснованность и своевременность проводимых коррекционных и регулирующих мер.

· Степень адекватности управленческих решений результатам изучения образовательных программ, качества обученности школьников.

· Осуществление личностно-ориентированного подхода в выборе средств коррекции, повышении квалификации воспитателей, учителей.

· Оперативность принятия мер в случае отрицательных результатов.

· Оперативность пропедевтической работы с воспитателями, учителями по методике изучения разделов программ, вызывающих затруднения в практике их преподавания.

(Всего 31 показатель)

 

ТАКИМ ОБРАЗОМ, предлагаемый нами путь развития школы в условиях непрерывного образования, мы полагаем, дает возможность:

  • Вести динамический мониторинг, позволяющий с помощью системы диагностики следить за состоянием и развитием адаптивной образовательной среды, вносить коррективы в функционирование и развитие образовательного процесса на основе анализа данных изучения и самоанализа деятельности педагогов.

 

  • Управлять качеством образовательной подготовки школьников, осуществляя личностно-ориентированный подход, развивая у них навыки самоуправления усвоением образовательного минимума, общеучебных умений и навыков.
  • Организовывать на всех уровнях профессиональную учебу педагогов с учетом данных диагностики образовательного процесса, его результатов и личностных качеств педагогов.
  • Развивать исследовательские, рефлексивные умения воспитателей, учителей, формировать профессионально-нравственную самооценку.
  • Обеспечить взаимодействие и взаимосвязь педагогов всех ступеней образования.
  • Проводить экспертную оценку труда педагогов по конечным результатам деятельности.

В основу результативности управления положены критерии, которые как конечные результаты, определяют эффективность управленческой деятельности:

  • Сформированность знаний, умений, навыков школьников в соответствии с государственными стандартами в области школьного образования.
  • Сформированность знаний, умений, навыков школьников в соответствии с требованием программ обучения (обученность).
  • Сформированность ведущих нравственных качеств личности (воспитанность).
  • Развитие интеллектуальных качеств в соответствии с зоной ближайшего развития (динамика развития учебных возможностей учащихся).
  • Качество образовательной подготовки.


Архив

Концепция развития 2013-2016