Луи Брайль
(1809-1852)

Психологическая служба

Психологическая служба является основным структурным подразделением школы-интерната. Служба основана для осуществления психолого-медико-педагогического сопровождения детей-инвалидов в процессе обучения, коррекции и воспитания.

Основными принципами работы Службы являются:

  • приоритет интересов ребенка;
  • непрерывность и комплексный подход в организации сопровождения;
  • рекомендательный характер оказания помощи и услуг детям и их родителям, педагогическим сотрудникам;
  • работа по методу междисциплинарной команды.

Целями работы психологической службы школы-интерната являются: социальное, психологическое, этическое исследование учащихся. Принципами работы: расширение пространства для психологического развития личности, постепенность, учет индивидуальных особенностей каждого учащегося, внимание к проявляемому интересу учащихся и педагогического коллектива, видение в каждом человеке, прежде всего «личность», индивидуальность, педагогический такт.

Основные задачи служат и способствуют созданию благоприятных условий для более быстрой адаптации в школе-интернате, помогают созданию моральной направленности личности детей, формированию чувства реального ощущения при адаптации к жизненным ситуациям.

Работа психологической службы ведется с учащимися всех звеньев, а также с педагогами, воспитателями, родителями учащихся.

Результатом этой работы является: создание психологического портрета учащегося и всей группы, определение школьной готовности учащегося к обучению, определение уровня сформированности познавательной деятельности, определение развития мотивационной сферы, решение проблем межличностного общения, регуляция социальных отношений детей, снятие аффекта «неадекватности», развитие навыков общения, снятие тревожности.

Со старшими школьниками используется анкетирование, беседы, тренинговые занятия (рефлексия поведения, релаксация), консультативная работа (индивидуально), тренинг общения (групповая игра). Результатом является: самоопределение учащихся, самопознание, профориентация, реконструкция контактов со сверстниками и педагогическим коллективом, профилактика нежелательных негативных тенденций, гармонизация личности, навыков адекватного конструктивного поведения.

Консультативная работа с родителями в рамках: «Школа для родителей».

 

Работа с учащимися 2017-2018 учебный год

 

п/п

Содержание работы

Форма работы

Ответственный

Срок проведения

Предполагаемый результат

1

Диагностическое обследование детей

Беседы с родителями и учителями, посещение семей дома. Индивидуальная воспитательная работа, разрешение конфликтных ситуаций.

Соц. педагог.

Педагог-психолог Ляхова С.В. Классные руководители.

В течение всего учебного года.

1 – 4 четверти

Дать учащимся максимум информации в доступной форме. Предупреждение негативного социального явления. Выявление личностных особенностей

2

Диагностика эмоционального состояние в период адаптации. 1-е классы. (Настроение, социальные контакты, познавательная деятельность, дисциплина, двигательная активность)

Собеседование психолога с родителями, малые педсоветы, посещение уроков, консультации учителяю Аналитическая справка.

Ляхова С.В. Классные руководители.

Сентябрь

Декабрь;

Февраль;

Май.

Выявление уровня эмоционального и социального развития. Снижение уровня дезадаптации учащихся. Выявление группы риска

3

Диагностика сплочённости класса.

5-е классы

Социометрия. Наблюдение.

Ляхова С.В.

1 четверть

4 четверть

Определить лидеров с классе, комфортность ученика в классе (выявление «непринятых» ребят).

4

Диагностика Выраженность интереса к учёбе и особенности мотивации. 1-е, 5-е, 10 кл.

Рейтинг учебных предметов. Посещение уроков, беседы с учителями-предметниками.

 

Ляхова С.В.

Ноябрь

Апрель.

Выступление на родительских собраниях, консультации родителей. Аналитическая справка для администрации школы.

5

Диагностика психологической готовности учащихся 1 классов.

Адаптация учащихся 5-х классов к процессу обучения в средней школе.

Наблюдение, беседы, родительские собрания, индивидуальные занятия.

Программа «Введение в школьную жизнь»

Ляхова С.В. Зам.директора по УВР.

Классные руководители 1-х и 5-х классов.

Сентябрь

Октябрь

Реализация преемственных связей между д/с и школой, между начальным, общим и основным общим образованием. Разработка педагогами и психологом программы адаптационного периода.

6

Дополнительная образовательная программа для учащихся 8, 9 классов

«Мой выбор»

(Время взрослеть)

Данная программа будет реализована в рамках внеурочной деятельности учащихся (34ч) - урок

 

Ляхова С.В.

В течение года.

.

Сформировать самостоятельный и сознательный выбор образовательного маршрута и профессии.

7

Психологическая профилактика факторов разрушающих здоровье. С учащимися «группы риска».Программа «Школа - территория здоровья», «Подросток»

Уроки ЗОЖ,

анкетирование,

тренинги, личные беседы.

Рейды. Посещение семей.

Ляхова С.В. Мед.работник школы.

Соц.педагог.

Месячники школы,

в течение года.

Пропаганда здорового образа жизни, показать пагубное влияние вредных привычек на здоровье организма. Снижение числа курящих детей. Формирование у учащихся и родителей ценностного отношения к своему здоровью и здоровью близких людей.

8

Консультации учащихся требующих особого внимания (индивидуально) уч-ся 9-х классов.

Контрольная диагностика уч-ся 10-12-х кл. «Уровень комфортности» ПО

Индивидуальные консультации

Классные часы

Ляхова С.В.

Классные руководители.

Октябрь

Выбор дальнейшего образовательного маршрута.

 

 

9

Мониторинг удовлетворенности учащихся

обучением в профильном классе и профильной группе.

Карта комфортности (анкета)

посещение уроков, наблюдение, беседы.

Ляхова С.В.

Ноябрь,

февраль

Своевременно выявить и устранить недостатки, учесть пожелания детей в организации ПП и ПО.

10

Дополнительная образовательная программа профилактики наркомании для учащихся 10, 11 классов

«Я выбираю жизнь»

Данная программа будет реализована в рамках внеурочной деятельности учащихся (15 занятий)

Ляхова С.В.

В теч. года (15 ч)

Цель программы предупредить распространение ПАВ среди молодёжи, путём предоставления объективной информации о вреде алкоголя, табакокурения, наркотиков.

11

Дополнительная образовательная программа

для учащихся 6, 8, 9 класса школы-интерната

«Дружный класс без агрессии»

Данная программа будет реализована в рамках внеурочной деятельности учащихся (8 занятий)

Ляхова С.В.

В течение года.

1 – 4 четверть

Снятие барьеров тревожности, психологическая поддержка, повышение уровня познавательной сферы у школьника, снижение детской агрессии.

12

Диагностика психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Тестирование, наблюдение, беседы, консультации.

Ляхова С.В. Учитель первого класса.

Март, апрель, май.

Определение ЗУН детей поступающих в школу.

13

Дополнительная образовательная программа для 1 – 2 классов

«Успешный ученик»

(Секреты успешной учебы)

Данная программа будет реализована в рамках внеурочной деятельности учащихся (34 занятия).

Ляхова С.В.

Один раз в неделю.

1 – 4 четверть

Социально-психологическая адаптация уч-ся;

повышение уровня воспитанности уч-ся

повышение учебной мотивации.

 

14

Подготовка и помощь в промежуточной и итоговой аттестации.

Тренинг «Уверенность»

(11 класс)

Тренинг «Экзамен без стресса» (9 кл)

Тесты, опросники, личные беседы.

Ляхова С.В. Зам.директора по УВР.

Классные руководители 9 – 11-х классов.

Март, апрель, май.

Помочь правильно выбрать сдаваемые предметы по выбору. Поддержать эмоциональный комфорт учащихся во время сдачи экзаменов, успешно сдать их.

15

Психолого-педагогическое сопровождение ПО

«Как стать успешным в профессии»

Диагностика интересов.

Личные консультации Анкетирование

Консультации (индивидуальные и групповые)

 

 

 

Ляхова С.В.

Сентябрь – январь - контрольное анкетирование

9-х кл.

Февраль – май – анкетирование и консультации 8-ми классников

Помочь правильно составить профессиональный маршрут.

Выбор элективных курсов.

Выбор профиля дальнейшего обучения.

16

Контроль посещаемости детей асоциального поведения.

Рейды

Личные беседы

Анкетирование

Ляхова С.В.

 

Сентябрь - май

Выявление и устранение причин прогулов и пропусков уроков.

17

Социально-психологическая адаптация ребёнка в обществе

Коррекционно-развивающие занятия с уч-ся ГПД

Ляхова С.В.

В течение года

1 – 4 четверть

Профилактика перегрузки и переутомления учащихся.

18

Программа «Равные – равным»

 

Тренинги

Семинары

8 – 11 классы

Ляхова С.В.

В течение года

1 – 4 четверть

Профилактика ВИЧ/СПИД.

Воспитание потребности ЗОЖ.

19

Работа в Совете профилактики

Подготовка и заседание Совета профилактики

Ляхова С.В.

Соц.педагог.

Учителя.

В течение года

1 – 4 четверть

Профилактика правонарушений

Помощь детям в трудных жизненных ситуациях

20

Подготовка уч-ся 4-х классов к поступлению в среднее звено

Тренинг «Дорога в 5-й класс»

Диагностика интеллектуального развития

Ляхова С.В.

Апрель

Май

Сократить адаптационный период в 5 классе

 

Работа с родителями 2017-2018 учебный год

 

п/п

 

Содержание работы

 

Форма работы

 

Ответственный

 

Срок проведения

 

Предполагаемый результат

1

Профилактика неадекватного поведения. Выявление неблагополуч-ных семей. Индивидуальное, групповоеконсультирование родителей по запросам.

Посещение семей, рейды, индивидуальная работа, разрешение конфликтов, правовая пропаганда.

 

педагог–психолог Ляхова С.В.

В течение всего года.

1 – 4 четверть

Предупреждение асоциальных явлений в семьях, ранее их выявление, улучшение психологического климата в семье.

2

Родительский всеобуч. Психологическая помощь родителям.

 

1 «Специфика обучения детей на образовательных ступенях школы».

2 «Вредные привычки ребенка: как им противостоять»

3 «Профориентация ребенка, как один из шагов к успеху на ГИА».

4. «Организация ПП в 8 классах и ПО в 10-12 кл»

Консультирование по вопросам семейного воспитания и конфликтным ситуациям.

 

Выступления на общешкольных родительских собраниях

педагог–психолог Ляхова С.В.

 

 

 

 

 

1 раз в четверть

В течение года.

 

Сентябрь

 

 

Ноябрь

 

 

Март

 

 

Март

Улучшение психологического климата в семье, создание комфорта ребёнку в трудном социальном положении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правильность выбора профессионального маршрута

3

Помощь в проведении классных родительских собраний. (по запросам)

Собрания, беседы,

консультации. Родительский всеобуч.

педагог–психолог Ляхова С.В.

 

 

По запросам

Пропаганда психологических знаний

 

4.

Психолого-педагогическое сопровождение ПП и ПО.

Анкетирование родителей

8-х и 9-х классов

Личные консультации.

Выступления на род. собраниях

педагог–психолог Ляхова С.В.

Февраль

Май

В теч.года

1 – 4 четверть

Помощь в выборе правильного профессионального маршрута.

 

5

Изучение семей первоклассников

Посещение на дому.

Личные беседы.

Родительские собрания

 

педагог–психолог Ляхова С.В.

 

Сентябрь – октябрь

В течение года.

Выявление неблагополучных семей.

Своевременное устранение проблем связанных с воспитанием и обучением.

6

Личные консультации родителей по вопросам семейного воспитания.

Психологическая помощь родителям (беседы, посещение семьи дома)

педагог–психолог Ляхова С.В.

1 – 4 четверть, по мере необходимости.

Разрешение конфликтных ситуаций, помощь в воспитании ребёнка, улучшение психологического климата в семье.

 

Работа с педагогическим коллективом за период 2017-2018 учебный год

 

сс

Содержание работы

Форма работы

Ответственный

Срок

проведения

Предполагаемый результат

1

Индивидуальная работа с учителями. Оценка профессиональной деятельности педагога. (Молодые и вновь принятые учителя)

Посещение уроков, консультации, тесты, беседы.

Ляхова С.В.

 

 

Сентябрь – май

Способствовать профессиональному развитию педагога, помочь в выборе категории, соответствующей уровню его профессионального мастерства.

2

Мониторинг психологического климата в коллективе.

Наблюдение, анкетирование.

Ляхова С.В.

Август, январь, май

Повысить психологическую культуру педагогов, устойчивость к саморазвитию, творчеству и сотрудничеству.

3

Управленческие и организационные аспекты взаимодействия с администрацией школы.

Участие в работе педсоветов. Семинары, тренинги, консилиумы.

Зам по УВР.,

Ляхова С.В.

В течение года.

1 – 4 четверть

Продолжать работу по созданию в коллективе атмосферу сотрудничества и понимания.

4

Мониторинг по определению состояния психологического здоровья обучающихся и педагогов

 

Педагог-психолог Ляхова С.В.

Октябрь, апрель

 

 

5

Помощь молодым специалистам. Наставничество.

Анкетирование

Посещение уроков

Ляхова С.В.

Октябрь

Помощь в профессиональном росте педагога, повышение категории профессионального мастерства.

 

6

Реализация программ «Подросток», «Школа территория здоровья»

Классные часы,

мероприятия по плану школы.

педагог–психолог Ляхова С.В.

В течение года

1 – 4 четверть

Формирование у учащихся и родителей ценностного отношения к своему здоровью и здоровью близких людей.

7

Работа учителя на качественный результат.

Педсовет

Ляхова С.В.

 

 

Ноябрь

Помощь в проведении педсовета.

Способствовать профессиональному росту педагога.

8

Воспитание нравственных качеств гражданской позиции в коллективе.

Педсовет

Ляхова С.В.

Январь

 

Организационно-методическая работа на 2017-2018 учебный год

 

п/п

Содержание

работы

Форма

работы

Ответственный

Срок

проведения

Предполагаемый результат

1

Продолжение создания методической копилки психологической службы в школе.

Создание медиатеки.

Разработки тренингов, классных часов, тестов и т.д.

педагог–психолог Ляхова С.В.

 

Декабрь.

 

 

В течение года

Оказание методической помощи классным руководителям, воспитателям, повысить психологическую культуру педагогов, облегчить организацию учебного и воспитательного процесса.

2

Организация кабинета психологической разгрузки.

Пополнение методической копилки

педагог–психолог Ляхова С.В.

1 – 4 четверть, поэтапно.

Снятие психологической нагрузки преподавателей и школьников, психопрофилактическая работа с практически здоровыми учителями и школьниками.

3

Помощь в организации ГПД, секций и кружков.

Беседы, анкетирование.

Проведение игровых занятий в ГПД.

Воспитатели ГПД, руководители кружков и секций,

Ляхова С.В.

Сентябрь

Октябрь

 

Выявить склонности и желания детей, учёт возрастных особенностей детей разных возрастных групп.

4

Мониторинг по изучению изменений к учебе со стороны учащихся, имеющих положительную мотивацию к учебе

Анкетирование

Тестирование

педагог–психолог Ляхова С.В.

сентябрь,

апрель

Уровень мотивации у учащихся обуч. на «4» и «5».

 

5

Диагностика эффективного использования новейших образовательных технологий

Анкетирование

Тестирование

педагог–психолог Ляхова С.В.

февраль

Влияние использования новейших образовательных технологий на повышение учебной мотивации.

 

6

 

 

Ведение отчётной документации

Текущие журналы консультаций, оформление актов и отчётов.

педагог–психолог Ляхова С.В.

 

1 – 4 четверть

Возможность проследить динамику результатов проводимых мероприятий.

 

 

 

7

Подготовка папки для работы по ПП и ПО.

(Методики диагностики, программы и т.д.)

Подбор методик, опросников, документов.

педагог–психолог Ляхова С.В.

 

В течение года

1 – 4 четверть

Выработать единые требования к данной подготовке.

8

Организация «Школы первоклассника»;

Подбор методик, опросников, документов.

педагог–психолог Ляхова С.В.

Апрель, май

Организация приемственности д/с – школа. Выработка единых требований к подготовке детей к школе.

9

Классно - обобщающий контроль в 1-4 классах:

-посещение уроков;

-анкетирование учащихся и родителей;

-проверка школьной документации;

-посещениеклассных часов

-посещение уроков;

-анкетирование учащихся и родителей;

-проверка школьной документации;

-посещение классных часов.

педагог–психолог Ляхова С.В.

_______

Преемственность начальная школа – среднее звено, старшая школа, особенности ПО.

10

Участие в НОУ «Мудрая сова»

Подготовка учащихся к НИД, участие в конкурсах и конференциях. Внеаудиторная деятельность

педагог–психолог Ляхова С.В.

Сентябрь – май

Повышение учебной мотивации, повышение интереса к психологии как прикладной науке.

 

11

Участие в конкурсе проектов «Я выбираю жизнь»

 

проект

 

 

участие

педагог–психолог Ляхова С.В.

октябрь

 

 

ноябрь

Повышение методического уровня и квалификации

12

Мониторинг учебной мотивации уч-ся 1,4, 9-12 кл.

Беседы, анкеты, наблюдение.

педагог–психолог Ляхова С.В.

Сентябрь

Результаты анкеты

 

 

 

Отчет педагога-психолога Ляховой С.В.

по обеспечению психолого-педагогической помощи в соответствии с характером и степенью выраженности нарушения, состоянием соматического и нервно-психического здоровья за период от 31.06.16 по 31.12.16

Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики, социально-бытовых и морально-эстетических понятий и т.д.). Целенаправленное комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение обучающихся в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната должно быть направлено на формирование оптимальных психолого-педагогических коррекционно-развивающих условий воспитания и образования для детей с проблемами в развитии и поведении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, обеспечивающих развитие механизмов компенсации и социальной интеграции каждого воспитанника. Деятельность психолога в школе-интернате включает анализ школьной среды совместно с педагогическим составом, возможности развития и требований к учащемуся , определение критериев эффективности обучения и развития; разработку и внедрение мероприятий, форм и методов, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития, приведение этих условий в постоянно действующую систему.

Согласно задач образовательного учреждения, решаются следующие задачи:

1. Дифференцированная психологическая диагностика, направленная на определение сохранных зон развития;

2. Снижение эмоционального напряжения обучающихся, педагогов;

3. Содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательном учреждении;

4. Профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитии обучающихся, воспитанников;

5. Психолого-педагогическая работа по коррекции эмоционально-волевой сферы, коррекция поведенческих проблем.

6. Психопрофилактическая работа по формированию негативного отношения обучающихся к табакокурению, алкоголю, наркотикам;

Для решения профессиональных задач и достижения основных целей психологической деятельности работа ведется по основным направлениям: диагностическое, коррекционно-развивающее, психопрофилактика и консультирование, методическая работа.

I. Диагностика. Зачастую у педагогов школы возникает представление, что работа психолога с ребенком включает в себя только тестирование, тогда как диагностика - прикладная форма деятельности школьного психолога. Возникает несколько проблем, связанных с диагностической работой психолога в школе: что делать с результатами тестирования, как привести методики в соответствие с конкретными учебными проблемами. Методы диагностики должны быть еще и развивающими, использоваться как развивающие.

Условия диагностики детей в школе-интернате ставят требованием экономичность процедуры, которая должна быть короткой, чтобы не утомлять ребенка и не занимать много времени от школьных занятий, должна быть многофункциональной, одновременно служа как средством диагностики, так и развития психических функций, давать как можно больше информации о состоянии и перспективах развития ребенка.

Наблюдение - один из основных методов, относящихся к так называемым эмпирическим методам, т. е. основанным на практике, и заключается в систематическом и целенаправленном восприятии объектов, ситуаций, явлений. Я использую метод наблюдения для изучения отдельных учеников (особенностей их личности и взаимодействия с другими детьми) и целых классных коллективов (взаимоотношений в них, ролевого распределения). Основными задачами данного метода считаю - наблюдение взаимоотношений ребенка в различных ситуациях (с друзьями и теми, кто к друзьям не относится, в ситуации одобрения, принятия и непринятия, конфликта и т. д.).

Диагностическая деятельность в моей работе представлена как отдельный вид работы (с целью анализа развития познавательных способностей, анализа проблем личностного развития, дальнейшего формирования групп для коррекционно-развивающей деятельности), а так же как составляющая Мониторинга «Уровень воспитанности». В ходе диагностической работы мною применяется небольшое количество тестовых методик, а именно «Диагностика изучения социализированности личности учащегося», «Социаметрия», «Диагностика «Изучение степени развития сотрудничества классного руководителя с учащимися». Анализ результатов, полученных в ходе применения этих методик дополняет данные Мониторинга «Уровень воспитанности»(проводится воспитателями и классными руководителями). С учащимися 1 класса проводится изучение особенностей познавательной сферы в рамках возрастной нормы и совместно с учителем, логопедом заполняется Карта динамического наблюдения за ребенком.

По запросам педагогов школы провожу анкетирование. Как правило, анкетирование проводится для выявления мнений, установок, ценностных ориентации, социальных установок, личностных черт.

II. Коррекционная и развивающая работа.

Диагностика, проводимая психологом как плановое мероприятие или по запросу педагогов, служит основой для определения направления коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно-развивающая работа – целостное воздействие на личность ребенка (не «разделяя» ребенка на различные психические сферы), процесс воздействия на все стороны личности, опирающаяся на

  • добровольность участия ребенка в психокоррекционной работе (согласие родителей для детей до 5-6 классов),
  • учет особенностей социально-культурной среды, индивидуальных особенностей и потребностей,
  • последовательность и преемственность форм и методов работы.

Психокоррекционная работа проходит как групповая и индивидуальная работа, опирается на набор коррекционных программ, разработанных с учетом возраста и проблем детей.

Большинство из имеющихся на настоящий момент множества коррекционных направлений, программ, методик мало доступно психологам-практикам. Основная масса этих программ в целом неприемлема для детей, которые обучаются в системе специального образования. Поскольку обучение в школе-интернате направлено на коррекцию познавательных процессов, я, как педагог-психолог, работаю в направлении коррекции эмоционального развития ребенка в целом, психологической коррекции поведения детей и подростков. Правильно выбранные психокоррекционные приемы помогают ребенку усовершенствовать доступные ему способы аффективно-эмоциональной адаптации к окружающему, обеспечить ему максимально возможный комфорт в контакте с миром.

Проводятся коррекционно-развивающие занятия с учащимися по следующим направлениям:

1. Занятия с детьми 1 класса по адаптации к условиям школы-интерната

2. Цикл занятий «Уроки общения» по развитию коммуникативных навыков

3. Проведение индивидуальных занятий по снятию эмоционального напряжения у детей.

4. Проведение индивидуальных занятий с детьми по запросам администрации, педагогов.

5. Проведение групповых занятий по программе «Профилактика асоциального поведения»

6. Проведение занятий совместно с воспитателями и кл.руководителями

7. Цикл занятий с у-ся 1-2 классов «Удивительный мир эмоций и чувств» на основе Программы Крюковой С.В., Слободяник Н.П.«Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь».

Проводятся индивидуальные занятия по снятию эмоционального напряжения и коррекции тревожности у детей. Такие занятия очень важны в условиях школы-интерната, так как у детей мало возможности уединиться, остаться в тишине. Такие занятия дети посещают по своему желанию, когда у них возникает такая потребность. В данных случаях эффективными являются занятия с элементами творчества, с использованием техники «Айрис-фолдинг». Хочется отметить, что учащиеся лучше идут на контакт и обсуждают свои проблемы и переживания в индивидуальной беседе, чем в классе.

Коррекционно-развивающую работу можно считать успешной, как по отзывам самих участников, так и по динамике. Однако, стоит обратить внимание на усиление групповой работы с учащимися средних и старших классов. Часто занятия приходится переносить из-за загруженности детей кружковой работой, работой в школьной детской организации, различными режимными моментами. В связи с этим в этом учебном году был изменен график работы педагога-психолога.

III. Психопрофилактика и консультирование.

Учитывая контингент детей, обучающихся в школе-интернате, особенности их психоэмоционального состояния, а также состояния их родителей, общепринятые определения и содержание психологического консультирования как решение ситуативных проблем на уровне сознания клинически здоровых индивидов, оказываются неприемлемыми. Особенности консультативной деятельности психолога в школе-интернате также связаны с тем, что большое количество педагогов не являются специалистами в области дефектологии. Это определяет специфику запроса педагогов к психологу относительно детей, их особенностей и т.п. В отношении консультативной работы психолога с родителями следует отметить, что она строится на особой модели поведения родителей и их взаимодействия со специалистами. Большинство родителей проявляют безразличие и непонимание проблем ребенка, игнорирование рекомендаций. Поэтому работа психолога строится как психотерапевтически ориентированный процесс краткосрочного информирования клиентов.

С детьми младшего школьного возраста психологическое консультирование проводится в рамках кратковременного и преимущественно одноразового воздействия в следующих ситуациях:

- при внезапном появлении дизадаптивного состояния, которое нарушает требуемые в условиях образовательного учреждения правила как в учебное время, так и во внеучебное.

Возможен и ряд других ситуаций, когда может потребоваться консультационная помощь психолога. Консультационная работа психолога в младших классах необходима при состояниях, которые определяются такими критериями, как: внезапность возникновения, особенно когда других, ориентированных на подобную работу специалистов, нет рядом; кратковременность или единичность эпизода (в дальнейшем консультация может перерасти в психологическую коррекцию, либо ребенок будет направлен к врачу-психиатру). В таких ситуациях работа психолога приобретает психотерапевтическую направленность. Эта проблема значима для системы специального образования, где «всплески» аффективных состояний часты, а заставить родителей обратиться в медицинские учреждения за специализированной помощью, как правило, не представляется возможным. Чем старше ребенок, чем мене выражены отклонения в развитии, тем более используются общепринятые подходы к этому направлению деятельности психолога: осознание ценностей и смыслов жизни, понимание и осознание нравственных норм и правил поведения. Консультирование с детьми старшего школьного возраста проводится как индивидуальная работа и чаще всего по следующему кругу вопросов:

  • трудности в обучении, общении, психологическом самочувствии;
  • обучение подростков навыкам самопознания и самоанализа;
  • оказание психологической помощи и поддержки школьникам в сложных ситуациях.

Профориентационное консультирование проходит в двух взаимосвязанных видах:

- помощь в решении конкретных проблем, связанных с актуальным профессиональным выбором и подготовкой к нему;

- постепенное формирование у учащихся основы для профессионального самоопределения.

В своей работе обязательно учитываю общий уровень готовности учащихся работать с методиками и степень адекватности методик и тем обсуждения интеллектуальным возможностям учащихся. Порой расторможенное поведение учащихся при консультировании вызывает проблему, поэтому стараюсь поддерживать высокую динамику проведения занятия , чтобы в течении определенного времени дети просто не успели отвлечься, использую дополнительные темы обсуждения, при снижении мотивации, чтобы переключить внимание учащихся на новый материал.

Психологическое консультирование педагогов провожу на темы не только связанные с особенностями развития детей школы-интерната, но и на темы, актуальные для профилактики эмоционального выгорания педагогов.

IV. Методическая работа.

В течение всего периода моей работы педагогом-психологом пополняется и обновляется картотека стимульного материала, библиотека кабинета, созданы электронные презентации к занятиям. В настоящее время в кабинете имеется необходимая литература, подобраны и классифицированы по направлениям диагностические методики, создан банк коррекционных и релаксационных упражнений. В сентябре-октябре 2016 года оснащение кабинета было пополнено дидактическими играми, яркими развивающими игрушками для расширения познавательного интереса и стабилизации эмоционального фона у воспитанников.

Принимаю активное участие в городских, краевых, Федеральных семинарах, конференциях. педагогических советах и заседаниях методических объединений, вебинарах. В период с июля-августа 2016 принимаю участие в работе краевой ПМПК.

Принимаю участие во всех школьных мероприятиях, в разработке комплексной программы по социализации, реабилитации и адаптации воспитанников школы-интерната;

Методическую деятельность за истекший период можно оценить как достаточно продуктивную. В дальнейшем необходимо на основании анализа деятельности доработать имеющиеся программы и разработать новые с учетом потребностей участников образовательного процесса.

 

I. Диагностика детей

Тема

Сроки

проведения

Цели

Участники

Используемые методики

Аналитическая справка

1.

Диагностика познавательной сферы

 

 

 

 

Сентябрь-октябрь (начало учебного года)

Выявление уровня развития познавательных процессов.

Определение детей группы риска

Дети, направленные ПМПК, учашиеся 1-ых и подготовительного классов

Забрамная С.Д., Боровик О.В.

 

Всего было обследовано
23 детей.

Из них:
средний уровень развития у 13 детей,

низкий уровень у 7 детей.

3 детей - возрастная норма развития

2.

Диагностика познавательной сферы

 

 

 

 

Декабрь

Выявление динамики развития познавательных процессов.

 

Дети коррекционных классов и первых классов

Стребелева Е.А. «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста»

Всего было обследовано
17 детей.

Из них: 1 группа - УО умер. и тяж формы - 0 детей

2 группа - УО легкая форма, значительные отклонения в умственном развитии - 3 ребенка

3 группа - незначительные отклонения в умственном развитии «группа риска»
11 детей

4 группа - дети с нормой развития -8 детей

3.

Диагностика познавательной сферы

 

 

 

 

Декабрь

Выявление уровня развития познавательных процессов.

 

 

Диагностика детей и комплектация коррекционной группы для индивидуальных и групповых занятий с психологом на 2016-2017 уч.год.

Дети коррекционных классов

 

 

 

Дети коррекционных классов

 

Стребелева Е.А. «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста»

Левченко И.Ю. «Изучение психического развития детей с отклонениями развития»

Всего было обследовано 23 ребёнка.
Из них: 1 группа – УО умер. И тяж формы -0 детей

2 группа – УО легкая форма, значительные отклонения в умственном развитии – 3 ребенка

3 группа – незначительные отклонения в умственном развитии «группа риска»
6 детей (29-33 баллов)

4 группа – дети с нормой развития -8 детей из них:

4 чел. (34-35 баллов)

4 чел. (36- 37баллов)

Всего было обследовано 45 детей
Из них: 1 группа – УО умер. И тяж формы -0 детей

2 группа – УО легкая форма, значительные отклонения в умственном развитии – 5 детей

3 группа – незначительные отклонения в умственном развитии «группа риска» - 16 детей

4 группа – дети с нормой развития – 24 ребёнка

Исследования

Название и цель исследования

Класс

Кол-во человек

1

Диагностика уровня готовности к обучению в школе

Дошкольники, 1-ые классы

23

2

Изучение адаптации

1-е , 5

24

3

Социометрическое исследование классов

5 , 6 , 7.

36

4

Уровень учебной мотивации

3, 4, 9, 12 кл

36

5

Отношение учащихся и их родителей к педагогам школы

1-12

58

6

Отношение родителей учащихся к школе

1-12

150

7

Отношение к религиозному экстремизму

7 - 12

65/ 2 полугодие

8

Уровень социализации

4, 9, 12 кл.

25

9

Исследование эффективности предпрофильного сопровождения учащихся 9 классов

9 кл

10

10

Исследования вредных привычек среди учащихся

7 – 12 класс

65/ 2 полугодие

В течении первого полугодия велась совместная работа с социальным педагогом и уполномоченным по защите прав участников педагогического процесса. Работа велась по трём основным направлениям: сопровождение, профилактика, коррекция.

В рамках психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в первом полугодии проводились следующие мониторинги:

 

Методика

Всего приняли участие

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень

 

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Методика «Изучение мотивации обучения у младших школьников» Н.Лускановой

39

2

5%

9

23%

28

72%

Методика " Социализированность личности учащегося"М.И. Рожкова в младших классах

39

1

3%

6

15%

32

82%

Методика "Выявление удовлетворенности учащихся образованием" в младших классах

39

-

-

7

18%

32

82%

Методика "Выявление отношения родителей к образовательному процессу" в младших классах

24

1

8%

3

12%

20

80%

Модифицированная методика "Тест на выявление готовности к обучению в интерактивном режиме"Е.В.Коротаевой в 9-х классах

10

1

10%

2

20%

7

70%

Методика "Готовность работать с информацией и информационными источниками" в 9-х классах

10

-

-

4

40%

6

60%

Методика " Социализированность личности учащегося"М.И. Рожкова в 9-х классах

10

-

-

3

30%

7

70%

Методика -опросник "Готовность подростков к выбору профессии" В.Б. Успенского в 9-х классах

10

2

20%

2

20%

6

60%

Методика "Выявление удовлетворенности учащихся образованием" в 9-х классах

10

-

-

5

50%

5

50%

Методика "Выявление отношения родителей к образовательному процессу" в 9-х классах

5

-

-

2

40%

3

60%

Методика "Готовность работать с информацией и информационными источниками" в 12-х классах

7

-

-

3

43%

4

57%

   

Закрытая позиция

Пассивный участник

Активный уч-ник

Инициативн.уч-ник

Методика "Матрица изучения позиций субъекта в педагогическом общении" Е.В. Коротаевой в 12-х классах

7

--

1

14%

6

86%

6(86%)

Методика "Выявление удовлетворенности учащихся образованием" в 12-х классах

7

-

-

-

7

100%

100%

Методика "Выявление отношения родителей к образовательному процессу" в 12-х классах

-

-

-

-

-

-

-

 

Методика Л.Н.Кабардовой «Выявление уровня профессиональной готовности учащихся» 11кл.

Всего приняли участие

Доля учащихся, осуществивших выбор, %

Ч-З (количество

\процент)

Ч-Т(количество

\процент)

Ч-П(количество

\процент)

Ч-ХО(количество

\процент)

Ч-Ч(количество

\процент)

Нет выбора

4 (24%)

5 (28%)

4 (24%)

0

4 (24%)

0

17

100%

 

  1. Мониторинг по изучению готовности всех категорий участников к проведению государственной (итоговой) аттестации в независимой форме (результаты в приложении)
  2. Социологический опрос среди учащихся «Меня беспокоит»
  3. Мониторинг употребления и отношения к ПАВ (4 раза в год)
  4. Социологический опрос «Отношение к религиозному экстремизму»
  5. Анкета «Склонность к асоциальному поведениюна раннем этапе» В ходе анкетирования выявлено следующее: 7 детей (2%) проявляют склонность к физическому насилию проявляют драчливость;1 (0,2%) могут проявлять жестокость к животным;5 уч-ся (1,5%) могут сознательно повреждать собственные и чужие принадлежности;20 уч-ся (6%) склонны к вранью, вызванное разными причинами;2 уч-ся (0,5%) склонны к кражам. у 12 уч-ся (3,5%) заметны трудности в учёбе, связанные с неподготовкой д/з;
  6. Удовлетворенность профильным обучением учащихся 10-го класса.

 

 

Из данного исследования видно, что большинство обучающихся удовлетворены профильным обучением, но есть ещё над чем поработать: профильные предметы: вызывают интерес – 31%; способствуют развитию – 50%; они ни чем не отличаются от остальных предметов – 19%

Одним из важных компонентов психологического сопровождения является изучение учащихся начальной школы. Для изучения подобрали методики, позволяющие выделить тревожных детей, изучить личностные характеристики ребенка, оценить самооценку ребенка, его самоощущение в мире:

тесты цветового выбора М. Люшер;

проективные методики: “Рисунок семьи”,“Дерево”;

анкета для оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов Н.Г. Лускановой; Представленные методики позволяют проводить диагностику, как в групповой форме, так и индивидуально. Методики валидны, надежны. Данные, полученные при групповом исследовании, коррелируют с данными других методик, что позволяет проводить мониторинг возрастного развития детей. Во втором классе будет продолжена коррекционная работа с группой детей со средним уровнем адаптации и детьми с низкой учебной мотивацией.

Проведена работа по адаптации учащихся пятого класса (посещение уроков, анкета для родителей «Хорошо ли вы знаете своего ребёнка», анкетирование пятиклассников «Мои интересы», беседы-консультации с классными руководителями, родителями). Отметив эффективность проделанной работы, в этом году вновь проведена диагностика готовности учащихся начальной школы к переходу в среднее звено. Учитывая психологическую, интеллектуальную и социальную готовность учащихся к обучению в среднем звене школы можно утверждать, что 90% учащихся полностью готовы к успешной адаптации в 5 классе. Трудности могут возникнуть у 10% из параллели так как, изменится социальный статус (ученик среднего звена), появится «разноголосица» в требованиях новых учителей, значительно увеличится учебная нагрузка.

В течение первого полугодия начатагрупповая коррекционно-развивающая и тренинговая работа с разными категориями детей по программам дополнительного обучения «Я выбираю жизнь», «Дружный класс», «Мой выбор», «Успешный ученик».

 

Групповая коррекционно-развивающая, тренинговая работа.

Название программы

Класс

Кол-во учащихся

Кол-во занятий

1.

 

 

Тренинг на формирование ценностного отношения к своему здоровью и профилактику наркомании «Я выбираю жизнь»

10класс

8

4

2.

Профориентационный тренинг «Мой выбор»

8-е классы

13

4

3.

Тренинг на сплочение коллектива и профилактику девиантного поведения «Дружный класс»

9 классы

10

2

4.

Тренинг на профилактику школьной дезадаптации «Успешный ученик»

1-ые и подготовительный классы

26

12

6

Элективный курс «Психология»

10 и 12 классы

15

7

8

Работа по программе «Равные - равным»

9 – 12 класс

13

3

Результатом данной работы явилось то, что первые классы успешно прошли адаптацию к школе, в 9-х кл. сократилось число конфликтов между учениками классов, учащиеся 8 классов определились с выбором элективных курсов и дальнейшего выбора профиля обучения на следующий 2017год, а учащиеся 9 класса определились с профилем обучения (социально-экономический). Но ещё остаются некоторые проблемы: межличностные конфликты, правонарушения, низкий уровень учебной мотивации у некоторых обучающихся.

II. Коррекционно-развивающая работа с детьми

Вид коррекционно-развивающих занятий

Сроки проведения

Участники

Кол-во занятий

Авторы и технологии проводимых занятий

Аналитическая справка

1.

Закрепление знаний об окружающем мире. Развитие восприятия и внимания, памяти, логического мышления.

Октябрь-декабрь

Индивидуальные занятия

2 раза в неделю

Технологии Буракова: Интеллектуальный тренинг,

С.Гаврина, Н.Кутявина «30 занятий для успешной подготовки к школе»

Серия «Папка дошкольника»: Логика.

Блоки Дьенеша

Прослеживается положительная динамика в развитии у детей внимания, памяти, мышления.

2.

Развитие ориентировки во времени и в пространстве, развитие мелкой моторики, познавательной сферы детей

Октябрь-декабрь

Индивидуальные занятия

2 раза в неделю

Технологии Буракова: Интеллектуальный тренинг,

С.Гаврина, Н.Кутявина «30 занятий для успешной подготовки к школе»

«Школа семи гномов»

Прослеживается положительная динамика развития познавательной сферы и мелкой моторики детей.

3.

Развитие познавательных способностей дошкольников

Октябрь-декабрь

Фронтальные занятия в группе

1 раз в неделю

Технологии С.И. Карповой, В.В. Мамаевой «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников», О.И. Крупенчук «Научите меня говорить правильно», развивающие тетради Бортниковой Е.

Прослеживается положительная динамика познавательных способностей детей

Проведена работа по адаптации учащихся первых, подготовительного и коррекционных классов (ФГОС) (42 уч-ся) (посещение уроков, тестирование учеников и их родителей, беседы-консультации с учителями, родителями, выявление и коррекционная работа по предупреждению дезадаптации первоклассников). Проводились занятия с играми, релаксациями, сказкотерапия. Это позволило на 20% повысить уровень адаптации первоклассников (диаграмма). С отдельной группой детей проводились занятия по программе «Успешный ученик». Данная программа была направлена на предупреждение дезадаптации, на помощь тем детям, которые испытывали сложности в общении и поведении.

«Уровень учебной мотивации»

Уровни

1 «А»

(на начало года)

1 «Б»

(на начало года)

Средний результат

Декабрь2016г

25 – 30 баллов. Высокий уровень, сформировано отношение к себе как к школьнику.

 

0

 

3%

 

3%

20 – 24 балла. Средний уровень, отношение к себе как к школьнику практически сформировано.

 

25%

 

31%

 

28%

15 – 19 баллов. Внешняя мотивация, положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеурочными сторонами.

 

71%

 

55%

 

62%

10 – 14 баллов. Низкий уровень, отношение к себе как школьнику не сформировано.

4%

11%

7%

Ниже 10 баллов – дезадаптация, негативное отношение к школе.

0

0

0

Эмоциональнее состояния учащихся на начало и середину 2016–2017 учебного года

 

 

 

III. Работа с педагогами

Проводимые мероприятия

Тема

Сроки проведения

Участники

Кол-во мероприятий

Аналитическая справка

1.

Консультация для воспитателей и педагогов

«Мышление дошкольников»

сентябрь

 

Воспитатели

Педагоги

1

Даны практические рекомендации, которые педагоги могут применять в работе с детьми и их родителями.

2.

Консультация для воспитателей

 

«Развитие логического мышления дошкольников»

декабрь

Воспитатели

Педагоги

1

Даны практические рекомендации, которые педагоги могут применять в работе с детьми и их родителями (оформлено в виде памятки)

3.

Консультации воспитателей ГОУ

Подготовка детей к диагностике умственного развития в начале года

Сентябрь-октябрь

Воспитатели

Педагоги

1

Обсуждение направлений коррекционной работы, обмен опытом и информацией по работе с детьми с ОВЗ и в частности с аутичным спектром развития.

4.

Дискуссии с классными руководителями и педагогами

Предоставление информации по запросу.

В течение всего учебного года

Педагоги

 

1-2 раза в неделю.

В течение всего года проводились совместные мероприятия, совещания, «круглые столы», дискуссии, обсуждались планы работы, давались аналитические справки по запросу и т.д.

5.

Дискуссии со специалистами

Работа с детьми с ОВЗ

В течение всего полугодия

Дефектолог, логопед, социальный педагог, классные руководители

3-4 раза в неделю

Обсуждение направлений коррекционной работы, обмен опытом и информацией по работе с детьми с ОВЗ. Разработаны тетради – журналы взаимодействия со специалистами

6.

«Круглые столы»

Взаимодействие учителя-логопеда и учителя- дефектолога в процессе практической деятельности с детьми

Сентябрь-декабрь

Севастьянова, Плотников

1 раз в неделю

Разработана схема взаимодействия по распределению задач между специалистами

7.

«Круглый стол»

Разработка анкеты для родителей

декабрь

Севастьянова, Плотников

 

1

Разработана анкета для родителей

8.

Открытая интегрированная непосредственная образовательная деятельность

«Дом. Квартира. Мебель»

сентябрь

Дети под. группы

1

Обмен опытом по работе с детьми. Даны практические примеры которые педагоги могут применять в работе с детьми

9.

Педагогический совет

«Взаимодействие специалистов с воспитателями»

декабрь

Педагогический коллектив

1

Обмен опытом по работе с детьми при взаимодействии со специалистами (показ прзентации)

10.

Открытая интегрированная непосредственная образовательная деятельность

«Прощай осень»

ноябрь

Дети подготовит-ого класса

1

Обмен опытом по работе с детьми. Даны практические примеры которые педагоги могут применять в работе с детьми

11.

Консультация для воспитателей

 

«Логико-конструктивные задания для дошкольников»

октябрь

Воспитатели

1

Даны практические рекомендации, которые педагоги могут применять в работе с детьми и их родителями.

IV. Работа с родителями

Проводимые мероприятия

Тема

Сроки проведения

Участники

Кол-во мероприятий

Аналитическая справка

1.

Консультация

 

«Интеллектуальные игры для детей»

Октябрь

 

Родители детей из дошкольной группы и первых классов

2

Даны рекомендации родителям по организации игр по развитию познавательных процессов в домашних условиях.

2.

Консультация

 

«Развитие логического мышления дошкольников».

Декабрь

Родители детей из дошкольной группы

4

Даны рекомендации по развитию у детей логического мышления

3.

Консультация

«Формирование понятий и мыслительных операций в дошкольном возрасте»

Ноябрь

Родители детей из дошкольной группы

1

Даны рекомендации родителям по организации игр по развитию познавательных процессов в домашних условиях.

4.

Консультация

«Организация родителями развивающих занятий дома»

Декабрь

Родители детей из дошкольной группы и первых классов

3

Даны рекомендации, игры и упражнения по развитию мышления у детей в рамках семинара-практикума для родителей «Учимся, играя»

5.

Анкетирование

«Взаимодействие специалистов в работе с детьми»

декабрь

Родители детей первых классов

1

Получены данные об осведомлённости родителей о работе специалистов, получены их пожелания и рекомендации

6.

Выпуск памятки для родителей

Рекомендации родителям по организации учебного процесса в домашних условиях

декабрь

Родители детей из первых классов

 

1

Даны рекомендации и разъяснения по выполнению заданий по развитию познавательных процессов у детей в домашних условиях.

7.

Презентация для родителей

«Учимся играя»

декабрь

Родители детей подготовительного класса

1

Родители познакомились с работой специалистов

8.

Родительское собрание

«Развитие мышления и познавательных способностей»

ноябрь

Родители

1

Даны рекомендации родителям по организации игр по развитию познавательных процессов дома»

9.

Открытая интегрированная непосредственная

образовательная

деятельность

«Дом. Квартира. Мебель», «Осень»

Сентябрь, декабрь

Родители

3

Родителям показана открытая непосредственная образовательная

деятельность, даны рекомендации о проведении развивающих игр дома.

10.

Консультация

«Математика – это интересно»

Ноябрь

Родители детей коррекционных классов

1

Даны рекомендации родителям по организации игр по развитию познавательных процессов в домашних условиях.

11.

Консультация

«Учим детей решать задачи»

Октябрь

Родители детей коррекционных классов

2

Даны рекомендации родителям по обучению детей решать задачи в домашних условиях.

12

Родительская почта

«Играем и занимаемся дома»

Сентябрь-декабрь

Родители детей 1-ых, коррекционных и подготовит-ых классов

1 раз в неделю (1 раз в месяц)

Даны рекомендации, практический материал для организации совместных игр и занятий с детьми в домашних условиях

Всеобуч для родителей «Психологические особенности первоклассников».В течение года проводился родительский лекторий и выступление на родительских собраниях по запросам классных руководителей.

На сайте школы продолжает работать “Страничка психолога”, которая регулярно обновляется.

На этой страничке вывешиваются рекомендации детям, родителям и учителям. Освещаются текущие школьные мероприятия проводимые совместно с психологом школы.

 

В новом учебном году будут поставлены следующие цели и задачи:

  1. Направить работу психологической службы на разрешение конфликтов учитель-родитель-учащийся.
  2. Усилить психолого-педагогическую поддержку категории детей с девиантным поведением в начальной школе с обязательным привлечением их у внеурочной деятельности.
  3. Осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса с целью решения проблем образования и школьного воспитания.
  4. Продолжение сопровождения обучения детей-инвалидов.
  5. Продолжить проведение занятий по программам:
  • «Мой выбор» (Время взрослеть) для 8 – 9-х классов,
  • Комплексная программа профилактики наркомании «Я выбираю жизнь» для уч-ся 10 – 12 классов,
  • «Успешный ученик» для уч-ся 1- 4 кл.,
  • «Дружный класс. Без агрессии» для уч-ся 6 – 8 кл.
  1. Осуществление всеобуча для педагогов и родителей с целью обеспечения индивидуального подхода к каждому ребёнку.
  2. Особое внимание уделить углубленной работе по пропаганде здорового образа жизни.

 

Архив

Психологическая служба 2015-2016