Луи Брайль
(1809-1852)

Организация социальной работы в школе-интернате №18

Специфика специальной коррекционной школы-интерната заключается в том, что в ней обучаются незрячие и слабовидящие дети. Остро встают проблемы социальной адаптации детей с нарушением зрения. Специальные исследования показывают, что у детей, потерявших зрение, при адекватных их психологическому развитию методах обучения и воспитания, они в состоянии усваивать определённые социальные программы, получать несложные профессии, трудиться в меру своих возможностей, быть полезными членами общества.

Однако обособленность детей в стенах школы-интерната безусловно затрудняет их социальную адаптацию и требует особых социально-педагогических условий для развития.

Роль социального педагога в данном учебном заведении заключается в том, чтобы помочь ребёнку найти себя и своё место в жизни, чтобы через формы и методы работы социального педагога подготовить личность к преодолению многочисленных проблем, трудностей и неудач в жизни, создать условия для адаптации, развития и реализации творческого потенциала, способностей и задатков ребёнка.

В школе-интернате поставлена цель и задача:

  • использование эффективных мер психолого-медико-педагогического воздействия на ребёнка;
  • социально-педагогическая реабилитация детей, незрячих и слабовидящих, посредством учебно-воспитательного процесса.

 

Основные подходы педагогического коллектива школы-интерната в воспитательной и образовательной работе

Основные направления:

  • Создание для детей, попавших в тяжёлую жизненную ситуацию, условий для проживания, максимально приближённых к домашним.
  • Совершенствование работы по сохранению и развитию физического и социального здоровья воспитанников.
  • Формирование культурно-гигиенических навыков у детей, воспитание у них ответственного отношения к своему здоровью, отрицательного отношения к негативным сторонам жизни.
  • Проведение работы по профилактике правонарушений.
  • Организация досуговой деятельности детей.
  • Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях школы-интерната.
  • Социально-трудовая реабилитация.

Работа социального педагога определена базовыми должностными обязанностями. Основное направление этой работы специализируется на создание благоприятной среды в школе, решении личностных проблем воспитанников, установлении широких контактов воспитанников с социальным окружением.

В качестве основных направлений деятельности социального педагога с детьми определены:

  • помощь воспитанников в проблемах, связанных с учёбой и воспитанием;
  • помощь детям в устранении причин, негативно влияющих на успеваемость;
  • распознание, диагностирование и разрешение конфликтов, затрагивающих интересы ребёнка;
  • консультирование учащихся и их родителей по вопросам воспитания, разрешения проблемных жизненных ситуаций, снятие стресса;
  • помощь педагогов школы в разрешении конфликтов с детьми;
  • защита прав несовершеннолетних;
  • изучение медико-психолго-педагогических особенностей личности и её микросреды, социальный педагог организует консультации по вопросам их прав и обязанностей;
  • взаимодействием со специалистами различных служб, оказывается необходимая социальная помощь детям: в лечении, психокоррекции и других её видах;
  • организация различных форм педпросвещения учащихся и их родителей: беседы, консультации;
  • представляя и защищая интересы подопечных и их семей, социальному педагогу приходится разрешать проблемы тех групп детей, которые оказались социально незащищёнными, подключая к этой деятельности педагогов, врачей, психолога, родителей, опираясь на целевые программы «Дети-инвалиды» города, края.

 

Этапы деятельности социального педагога школы-интерната

В своей работе социальный педагог определила основные этапы деятельности:

  • Подготовительный (ориентировочный, диагностический, ознакомительный)
  • Организационный (создание системы социальной работы в данном социуме в соответствии с выделенными проблемами и нуждами)
  • Углубляющий, уточняющий, совершенствующий конкретные формы и методы социальной работы

Остановлюсь на содержании и методах работы на каждом этапе.

Первый этап - подготовительный.

Цель этого этапа в ознакомлении с личностью ребёнка, поступившего в интернат, с его мокросоциумом, в котором он рос, развивался и воспитывался.

Основное содержание, формы и методы работы на данном этапе.

a) Знакомство с подопечными, их социумом, факторами среды, установление контактов, диагностика.

б) Изучение социального состава семей подопечных, условий их жизни.

в) Выявление уровня социальной активности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состояние социальной работы с ними.

г) Создание картотеки семьи (диагностические карты) с социальными проблемами.

д) Изучение медико-психолого-педагогических особенностей детей из семей с социальными проблемами (совместно с медиками, психологом, воспитателями).

При поступлении ребёнка в школу-интернат требуем следующие документы:

  • Письмо министерства образования края или республики;
  • Протокол медико-психолого-педагогической комиссии, в котором проставлен диагноз и рекомендация-обучение по программе.
  • Копия свидетельства о рождении.
  • Фото.
  • Справка с места жительства и о составе семьи.
  • Медицинские справки.

 

Семейное воспитание в коррекционном учреждении

Все сведения о семьях и родителях распределяю в следующем порядке:

1) Гармоничные семьи;

а) благополучные в психолого-педагогическом отношении, требуют лишь редких консультаций;

б) Проблемные семьи:

в) семьи в кризисных ситуациях (болезнь одного из родителей, развод);

г) семьи, требующие социальной защиты ребёнка (антипедагогические, аморальные, асоциальные).

Роль нашего ученого заведения, в частности с пониженным зрением, заключается в коррекции недостатков в развитии ребёнка, его адаптации к условиям жизни за стенами школы.

Для того, чтобы расширить кругозор воспитанников в нашей школе работают кружки дополнительного образования, такие как: «В ритме танца», вокальный, шахматный, струнный, спортивные и др.

Дети постоянно находятся в интернате, их круг общения ограничен. Чтобы как-то расширить круг общения детей, мы рекомендуем использовать формы и методы работы в городе, в котором они живут. Уже не первый год мы поддерживаем связь с музыкальной школой, спортивной, сотрудниками музеев.

Чтобы помочь детям выбрать в каких кружках им заниматься с учётом их интересов и наклонностей, проводится анкетирование, беседы с ребёнком, после чего даётся рекомендация по выбору того или иного занятия, где ребёнок наиболее полно может реализовать себя как личность.

Также на данном этапе работы социальный педагог организует консультации для школьников, педагогов, родителей, опекунов по вопросам прав и обязанностей подопечных, имеющихся льгот и пособий.

 

Социальная адаптация в условиях школы-интерната

Адаптационные процессы выражаются в формировании жизненных планов личности, целенаправленной жизнедеятельности. Деятельность социального педагога зависит от этапа «прохождения» социально-психологической адаптации подростков в школе-интернате. На данном этапе разъясняются цели и задачи образовательного учреждения, знакомлю с распорядком дня, расположением служб помощи и администрации. При этом использую разнообразные методы: беседа, консультирование, рассказ о досуге и быте школы – всё это способствует адаптации, снижению неуверенности, тревожности ребёнка. В этот период очень важно установить причину поступления в школу-интернат, а у нас причина одна, дети, как правило, инвалиды, слабовидящие и тотально слепые. Затем наступает этап размещения детей для проживания в интернате. Этот этап характеризуется дополнительными, эмоциональными нагрузками для ребёнка. Перед ребёнком встаёт проблема вынужденной адаптации к новым условиям с длительной перспективой. Успех социально-психологической адаптации зависит от многих факторов: подбора комнаты, соседей, традиций.

Итак, только сам ребёнок способен контролировать и регулировать процесс социальной адаптации, естественно. С помощью воспитателя, социального педагога, психолога и других работников школы. Жизнь преподносит нам массу неожиданностей: стрессы, болезни, социально-экономические трудности. Иногда, ребёнку, страдающему помимо его основного заболевания, как потеря зрения, и имеющему сопутствующие заболевания, которым трудно найти какое-либо медицинское объяснение, я задаю вопрос: «Как дела дома?» У ребёнка проявляются такие чувства, эмоции и переживания, о которых ребёнок, возможно, и не подозревал, но именно в них кроется истинная причина его заболевания.

Поэтому термин «терапия» приобретает широкий социальный смысл. Роль социального педагога заключается в оказании помощи ребёнку в решении его общих проблем совместно с медиками. Социальная терапия – это умение расположить к себе подопечного, доброжелательность, искреннее сочувствие и сопереживание входит в число качеств, от которых зависит терапевтический успех. В своей практике я использую как индивидуальный, так и групповой метод социальной терапии. Индивидуальную терапию я использую с теми детьми, решение проблем которых требует конфиденциальности (семейные неурядицы, конфликтные ситуации), кто не хочет участвовать в коллективной терапии, общественно неодобряемое или унижающее ребёнка поведение. В данном случае я не оказываю на ребёнка давление, чтобы не травмировать его. В большинстве случаев приглашаю родителей, членов семьи. Обычно после двух-трёх сеансов индивидуального общения, ребёнок переводится на коллективную терапию, которая более действенна.

Каждый ребёнок-инвалид, нуждающийся в терапевтической помощи, должен осознавать, что терапия является одним из важнейших методов решения его проблем.

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

2017-2018 учебный год

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ:

1. Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 18»

357700 Ставропольский края, г. Кисловодск, ул.Линейная, 68 тел./факс (87937) 2-06-26

Год создания – 1943, проектная мощность – 150 человек, сменность обучения – круглосуточно.

Директор – Кислюк С.А., рабочий телефон 2-06-26

 

СТРУКТУРА И КОНТИНГЕНТ:

2. Количество обучающихся - чел. из них:

мальчиков – 92

девочек – 76

С 1-4 класс – 44

С 5-9 класс – 57

С 10-12 класс – 23

Из них:

Вспомогательный «А» - 6

Вспомогательный «Б» - 7

Вспомогательный «В» - 7

Вспомогательный «Г» - 6

Количество классов - 22

Компьютерный класс -2

 

СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ИЗ СЕМЕЙ:

3. Общее количество семей – 155

-полных семей – 128

-неполных семей – 27

- опекаемых детей – 8

- сирот – 5

- семьи, имеющие 1-го ребёнка – 44

- семьи, имеющие 2-х детей - 69

- семьи, имеющие 3-х детей - 32

- семьи, имеющие 4-х детей - 11

- семьи, имеющие 2-х и более детей - 1

Всего родителей – 283 человек

- многодетных семей – 31

- социально незащищённых семей - 155

- неблагополучные семьи – 4

Образовательный ценз родителей

- высшее образование - 54

- неоконченное высшее – 8

- среднее специальное – 52

- основное общее - 23

- среднее полное – 12

- начальное – 6

Социальный статус семей:

- семьи служащих – 63

- семьи рабочих – 92

- семьи, лишённых родительских прав – 8

- семьи, где родители не работают – 53

- дети-инвалиды – 125

 

Социальный паспорт школы интерната №18

№ п/п

Наименование

Количество учащихся

1.

Всего учащихся

168

2.

Количество классов

22

3.

Количество мальчиков

92

4.

Количество девочек

76

5.

Количество учащихся в начальной школе

44

6.

Количество учащихся в среднем звене

57

7.

Количество учащихся в старшем звене

23

8.

Наличие логопеда

1

9.

Наличие психолога

1

10.

Наличие социального педагога

1

11.

Наличие медсестры, врача

7, 1

Дети кодовых семей

12.

Дети из многодетных семей

31

13.

Социально незащищённые дети

155

14.

Дети из неполных семей

44

15.

Дети-инвалиды

125

16.

Дети, находящиеся под опекой

8

17.

Дети, обучающиеся на дому

2

18.

Индивидуальный режим обучения

4

19.

Дети, проживающие с родителями

155

20.

Неблагополучные семьи

4

21.

Учащиеся, состоящие на учёте в ОПДН

-

22.

На внутришкольном учёте

6

23.

Не посещающие занятия

0

24.

Национальный состав

11

25.

Дети-сироты

5

 

Национальный состав учащихся по школе на 2017-2018 учебный год

№ п/п

Национальный состав

Количество человек

1.

Русские

119

2.

Ингуши

8

3.

Чеченцы

8

4.

Аварцы

1

5.

Кабардинцы

0

6.

Калмыки

0

7.

Осетины

1

8.

Карачаевцы

17

9.

Украинцы

0

10.

Евреи

0

11.

Даргинцы

4

12.

Туркмены

0

13.

Азербайджанцы

1

14.

татары

2

15.

курды

0

16.

агульцы

0

17.

рутульцы

0

18.

абазины

0

19.

армяне

5

20.

греки

2

 

Всего:

168 человека

 

Общая характеристика детей школы-интерната № 18 на 2017-2018 учебный год
ВОЗРАСТНОЙ СОСТАВ

Возраста по годам

 

От 0-3

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22/32

всего

мальчики

1

1

1

0

2

6

5

8

4

4

7

6

10

10

16

6

3

1

1

0

0

92

девочки

0

1

1

2

6

3

4

7

8

4

5

7

9

8

5

4

1

0

0

1

0/1

76

всего

1

2

2

2

8

9

9

15

12

8

12

13

19

18

21

10

4

1

1

1

1

168

                                             

 

Учет детей, обучающихся по регионам в разрезе классов на 2017-2018 учебный год

№ п/п

Наименование городов и населенных пунктов

Всп.кл «А»

Всп.кл «Б»

Всп.кл «В»

Всп.кл «Г»

1

2 «А»

2 «Б»

3

4

5

6

7

8 «А»

8 «Б»

9

10

11

12

От 0-3

Дош.гр

Гр. соп

Подг.

всего

1.

Ставропольский край

3

1

1

2

3

3

3

2

4

3

4

4

2

4

3

4

4

4

0

0

0

1

55

2.

Кисловодск

3

3

2

4

3

1

3

3

2

1

3

6

3

2

7

3

0

0

3

5

2

2

61

3.

Ставрополь

0

0

0

0

1

1

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

3

4.

Пятигорск

0

0

2

0

1

0

0

0

1

1

0

0

0

1

0

0

0

1

0

0

1

2

10

5.

Железноводск

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

6.

Ессентуки

0

1

0

0

0

0

0

1

2

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

4

7.

Северная Осетия-Алания

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

8.

Ингушетия

0

0

0

0

2

0

0

1

0

0

0

0

4

0

0

0

0

0

0

0

0

0

7

9.

КБР

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

1

0

2

10.

КЧР

0

1

2

0

0

0

0

2

0

1

2

0

0

1

1

3

0

0

1

0

1

0

15

11.

Чечня

0

0

0

0

0

0

0

1

0

1

0

0

0

0

1

0

1

1

0

0

0

0

5

12.

Дагестан

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0

1

1

0

0

1

0

0

0

0

0

4

 

ВСЕГО

6

6

7

6

10

6

8

10

10

7

9

10

10

9

12

10

6

7

4

5

5

5

168

 

 

Архив

Организация социальной работы в школе-интернате №18 (2015-2016)

Организация социальной работы в школе-интернате №18 (2014-2015)