Луи Брайль
(1809-1852)

Воспитательная работа

1.Тема воспитательной работы школы на 2013-2018 годы:

«Интеграция личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в социум через реализацию прав ребенка (Конвенция ООН, Закон об Образовании от 01.09.2013года.)»

 

2. Основные принципы и функции воспитательного процесса специальной (коррекционной) образовательной школы – интерната № 18 III и IV видов г. Кисловодска

Содержание воспитания и его организационные формы разрабатываются на основе принципов, позволяющих воспитать социально активную, образованную, нравственно здоровую личность.

Первый принцип - гармония ребенка с природой. В процессе обучения и воспитания необходимо учитывать природные свойства, природные таланты ребенка, относиться к ним предельно бережно.

Второй принцип - гармония ребенка с культурой. Культурологический фактор требует приобщения всех детей с ограниченными возможностями здоровья к знаниям об эстетических канонах, принципах, законах, традициях, формирования представлений об этических идеалах народов, на которых строятся различные составляющие национальной культуры Северного Кавказа.

Третий принцип коммуникации, раскрывается в различных взаимоотношениях ребенка с другими людьми. Необходимо воспитывать активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещенного, культурного человека, заботливого семьянина и мастера своей профессии.

Четвертый принцип – самоопределения. Самосоздание личности или отношение личности к самой себе.

Пятый принцип социализация.Особое внимание следует уделять влиянию школы на социализацию личности школьника с ограниченными возможностями, его адаптированность к новым экономическим условиям: самоопределению, самовоспитанию, улучшению духовного и нравственного климата, пропаганде здорового образа жизни, сохранению культурных и национальных традиций.

Шестой принцип – интеграция. Необходимо создать условия для максимальной реализации возрастных и индивидуальных особенностей, дарований, которые удовлетворяют потребности ребенка, что дает возможность оценить себя, включиться в мир взрослых, проявить независимость, самостоятельность, субъективную позицию как в коллективной, так и в индивидуальной деятельности, проявить в реальной жизни доброту, честность, милосердие и другие важные личностные качества.

Воспитательная система школы предполагает следующие функции:

  • развивающую, направленную на изменение мотивации учебной деятельности, развитие творческой личности, способной к самовыражению, самореализации;
  • интегрирующую, обеспечивающую расширение и углубление внутришкольных и внешкольных связей;
  • защитную, способствующую изменению типа взаимоотношений ребенка и взрослого, в основе которых должно быть сочувствие, сопереживание, взаимопонимание;
  • абилитирующую, направленную на максимальное развитие физических возможностей ребенка;
  • корректирующую, направленную на коррекцию особенностей поведения и общения ребенка с целью предупреждения негативного влияния на формирование личности;
  • компенсирующую, предполагающую создание в школе условий для самовыражения, демонстрации творческих способностей, развитие коммуникабельности, обеспечивающей успешность совместной деятельности детей и взрослых;
  • управленческую, ориентированную на оптимизацию функционирования и развития школы, создание условий для профессионального роста педагога, взаимодействие всех участников воспитательной системы.

Главная идея, интеграция ребенка с ограниченными возможностями здоровья через творческое самовыражение личности (программы музыкальной социализации).

 

3. Целевой блок

Целевая направленность школы - формирование личности, способной к творческому самовыражению, к активной жизненной позиции в самореализации и самоопределении учебной и профессиональной деятельности.

Задачи:

Определение и использование наиболее продуктивных форм и способов интеллектуального развития ребенка с ограниченными возможностями, профессионального роста педагога.

Создание условий для проявления и раскрытия творческих способностей всех участников учебно-воспитательного процесса.

Формирование развивающей нравственно и эмоционально благоприятной внутренней и внешней среды для становления личности как ученика, так и учителя.

Дальнейшее развитие ученического самоуправления.

Развитие и упрочнение детской организации как основы для межвозрастного конструктивного общения, социализации, социальной адаптации, творческого развития каждого ученика.

 

4. Содержание воспитательной работы

В качестве системообразующих определены следующие виды деятельности:

  • познавательная деятельность, расширяющая кругозор, любознательность школьника и формирующая потребность в образовании и интеллектуальном развитии(информационные технологии, шашки, шахматы);
  • художественная деятельность, развивающая эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям(лепка, тактильный коллаж);
  • спортивная деятельность, способствующая здоровому образу жизни, красоте физической и высокой гигиене жизни (голбол, футбол, легкая атлетика, тренажеры);
  • трудовая деятельность в виде самообслуживающего, общественно полезного труда, положительное отношение к которому является показателем человеческой сущности, отношения к людям и прежде всего к самому себе(дежурство);
  • ценностно-ориентировочная деятельность, направленная на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личной причастности к миру во всех его проявлениях (экскурсии в музеи, концерты филармонии);
  • общественная деятельность, формирующая активную гражданскую позицию подростка и приобщающая его к возможности и желанию активного преобразования действительности (школьное самоуправление Учком.);
  • свободное общение, осуществляемое как досуг школьника, когда его общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью его деятельности является общение с другим человеком.

 

ШКОЛЬНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Школьное самоуправление предусматривает вовлечение всех учащихся в управление школьными делами, создание работоспособных органов коллектива, наделенных постепенно расширяющими правами и обязанностями, формирование у школьников отношений товарищеской взаимозависимости и организаторских качеств; приобщение ученического коллектива и каждого школьника к организации своей жизни и деятельности, к самовоспитанию.

Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов. Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно если у них есть проблемы в межличностных взаимоотношениях. Именно педагог, обладающий педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить конфликт в коллективе, направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребенку в решении его проблем, в желании самоутвердиться.

Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.

I. Целевой блок

Цель - формирование высоконравственной творческой, активной личности на основе приобщения к ценностям общечеловеческой национальной культуры и содружества учителей и учеников разных возрастов.

Задачи:

1. Создание системы самоуправления как воспитывающей среды школы, обеспечивающей социализацию каждого ребенка.

2. Организация групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей школьника в общественно-целостные отношения.

3. Развитие и упрочнение детской организации как основы для межвозрастного общения, социальной адаптации, творческого развития каждого ученика.

 

II. Принципы построения и развития самоуправления.

1. Выборность всех органов совместного и раздельного самоуправления педагогов, учащихся и родителей.

2. Педагогическое руководство. Оно обеспечивает развитие детского самоуправления.

3. Разделение полномочий органов самоуправления школы и их тесное взаимодействие.

4. Выбор содержания, организационной структуры, форм и методов деятельности на основе специфических условий школы.

5. Широкая гласность и открытость в деятельности органов самоуправления.

6. Свобода критики и обмена мнениями по любым вопросам школьной жизни, деятельности органов самоуправления.

7. Систематическая сменяемость членов самоуправления, обновляемость видов деятельности.

8. Гуманность к каждому отдельному человеку, приоритетность интересов учащихся.

 

III. Структура школьного самоуправления

Система школьного самоуправления имеет 2 уровня:

первый (базисный) уровень - классное, ученическое самоуправление;

второй - школьное ученическое самоуправление;

 

IV. Содержание деятельности органов самоуправления.

Содержание работы органов самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школе. Такими видами деятельности являются: т

познавательная деятельность - предметные недели, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры, диспуты, конференции, консультации (взаимопомощь учащихся в учебе);

трудовая деятельность - забота о порядке и чистоте в школе, благоустройство школьных помещений, организация дежурства;

спортивно-оздоровительная деятельность - организация работы спортивных секций, спартакиада, соревнования, дни здоровья;

художественно-эстетическая деятельность - концерты, фестивали, праздники, конкурсы, выставки, встречи;

информационная деятельность - письменная информация о жизни школы.

Организация самоуправления:

1. Учит ребят умению руководить и подчиняться.

2. Учит быть требовательными, объективными, самостоятельными.

3. Способствует воспитанию чувства ответственности и коллективизма.

4. Вырабатывает правильное отношение к критике.

5. Создает условия для проявления и развития способностей каждого ученика.

6. Дает возможность четко и качественно организовать работу в отраде, школе.

Самоуправление - специфическая организация коллективной деятельности, целью которой является саморазвитие личности.

Важно, чтобы самоуправление выполняло все функции, ему свойственные. Без самоуправления невозможно подлинное развитие личности в коллективе.

 

ПОЛОЖЕНИЕ О КЛАССНОМ УЧЕНИЧЕСКОМ САМОУПРАВЛЕНИИ

I. Общие положения

Классное ученическое самоуправление - целенаправленная, систематическая, организованная и прогнозируемая по результатам деятельность учащихся, в процессе которой реализуются функции управления, направленные на решение задач, стоящих перед коллективом.

 

Цель самоуправления - приобретение учащимися умения решать управленческие задачи.

Цель управления - постановка цели, анализ информации, принятие решения, контроль за ходом выполнения решения.

 

II. Принципы управления:

регулярная поочередная сменяемость актива;

расширение реальных прав и полномочий органов управления;

доброжелательная требовательность;

конкретизация классных дел;

дифференциация и индивидуализация.

 

III. Организация деятельности

структур органов самоуправления в классе:

Собрание класса:

1. Определяет перспективы развития и основные направления жизни класса.

2. Обсуждает любые вопросы жизнедеятельности класса, принимает по ним необходимые решения.

3. Совместно с классным руководителем и воспитателем рассматривает и утверждает план воспитательной работы.

4. Высказывает предложения по улучшению учебно-воспитательного процесса.

5. Избирает совет учащихся, определяет сроки и полномочия, заслушивает и оценивает работу совета.

6. Анализирует ход выполнения принятых решений.

Совет учащихся класса:

1. Организует выполнение решений классного собрания

2. Организует помощь в учебе учащимся, имеющим проблемы.

3. Обеспечивает дисциплину и порядок в классе, организует самообслуживание в классе.

4. Готовит и проводит собрания, спортивные и другие мероприятия.

5. Организует посильную помощь младшим учащимся.

6. Отражает всю важную информацию в классном уголке.

7. Отражает всю важную информацию на сайте школы.

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Направление

Задачи

Формы и содержание

Интеллектуально-познавательное воспитание

(воспитание положительного отношения школьников к учёбе)

Выявление интеллектуальных способностей учащихся.

Поддержка интеллектуального потенциала школы

  • Кружки по интересам
  • Предметные недели, библиотечные часы
  • Конкурсы, олимпиады, игры и другие учебно-познавательные мероприятия

Общественно-патриотическое воспитание

Воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениямиВоспитание готовности к защите своей Родины.

  • Встречи с ветеранами ВОВ, уроки мужества
  • Проведение конкурсов патриотической песни, концерты для ветеранов
  • Экскурсионная работа
  • Проведение декады пожилых людей
  • Военно-спортивные игры
  • Благотворительные акции
  • Классные часы, уроки о России, Родине, родном городе

Спортивно-оздоровительное воспитание.

Создание условий для сохранения физического, психического и нравственного здоровья школьников

  • Работа спортивных секций
  • Общеоздоровительная работа
  • Проведение подвижных игр, «весёлых стартов» и т.п.
  • Проведение внутришкольных спортивных соревнований
  • Участие в спортивных соревнованиях, эстафетах района
  • Проведение бесед по охране здоровья медицинской сестрой, классными рук-ми
  • Заполнение «карточки здоровья» учащихся
  • Профилактика травматизма
  • Беседы по «Профилактике алкоголизма, курения, наркомании».
  • Работа по организации рационального питания
  • Профилактика заболеваний и вредных привычек

Нравственно-правовое воспитание

Формирование внутренней культуры, знакомство с элементарными правилами безопасности жизнедеятельности.

  • Лекционно-предупредительная работа с участковым инспектором
  • Беседы о правилах безопасности дорожного движения
  • Мероприятия, воспитывающие у школьников правильное отношение к окружающему миру, Человеку
  • Экологическая работа
  • Беседы о правилах поведения в общественном месте
  • Работа с «трудными» детьми
  • Знакомство с правилами для учащихся
  • Работа по изучению правил пожарной безопасности, профилактики правонарушений и т.д.
  • Изучение инструкций по технике безопасности
  • Ознакомление учащихся с инструкциями по технике безопасности

Эстетическое и культурное воспитание. Организация досуга

Выявление творческих способностей учащихся.

Формирование художественного вкуса.

Сплочение коллектива детей и педагогов через совместное творчество.

  • Организации выставок рисунков, поделок, творческих работ и т.д.
  • Посещение музеев
  • Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида, культуре поведения и речи
  • Участие в конкурсах
  • Организация и проведение внеурочных диспутов, деловых игр, тематических вечеров
  • Организация досуга в классе, в школе
  • Работа кружков по интересам
  • Выпуск общешкольной газеты
  • Организация работы органов школьного самоуправления.

Трудовое и профориентационное воспитание

Воспитание у школьников бережного отношения к имуществу, приучение их к труду. Знакомство уч-ся с различными профессиями с целью выбора профессиональной ориентации.

  • Генеральная уборка прикреплённых спальных помещений 1 раза в неделю.
  • Работа всех учащихся и педагогов по приведению в порядок пришкольного участка
  • Дежурство по школьной столовой.
  • Оформление и уборка кабинетов.
  • Встречи и беседы с выпускниками
  • Беседы, лекции, классные часы о профессиях
  • Посещение различных предприятий, ВУЗов города
  • Подготовка школьного стенда по профориентации
  • Анкетирование учащихся 9-12 ых классов

Работа с родителями

Привлечение родителей к образовательному процессу, формирование заинтересованности родителей в судьбе ребёнка.

  • Родительские собрания
  • Родительские лектории
  • Индивидуальная работа с родителями
  • Индивидуальные беседы по проблемным вопросам.
  • Классные родительские собрания.
  • Общешкольные родительские собрания.
  • Собрания родительского комитета
  • Классные часы
  • Праздники для родителей
  • Вовлечение родителей в общешкольные мероприятия
  • Проведение родительских лекториев
  • Организация праздников для родителей в классах, в школе
  • Проведение классных часов, классных родительских собраний, индивидуальных бесед с родителями

 

ПЛАН ВНУТРИШКОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

Месяц

Объект контроля

Содержание и цель контроля

Формы контроля

Кто проверяет

Выход на результат

Сент ябрь -октябрь

классные руководители

1 – 12 классов, воспитатель

 

Содержание планов воспитательной работы.

Цель:проверить выполнение организационной функции классными руководителями; соответствие воспитательной работы классных руководителей целям и задачам плана в/р школы на 2013-14 у/г.

Анализ планов. Собеседование с классными руководителями, воспитателями

Зам. директора по ВР

Справка на МО

Работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Цель:проверить работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, обеспечения безопасности несовершеннолетних на улицах и дорогах.

Посещение классных часов, внеклассных мероприятий.

Зам. директора по ВР

Информация

Руководители кружков

Программы и тематическое планирование кружков и секций. Комплектование групп.

Цель:проверить соответствие тематического планирования программе кружка, методическую грамотность педагога в определении задач работы с коллективом; способствовать работе по наполняемости групп

Анализ документации Собеседование с педагогами и учащимися. Посещение занятий.

Зам. директора по ВР

Сообщение на МО

 

ноябрь

воспитатели

1- 12 классов

Проведение мероприятий ко Дню Матери.

Цель: проверить качество проводимых мероприятий, проанализировать уровень активности учащихся, умение классных

руководителей привлечь учащихся и родителей.

Посещение классных часов, внеклассных мероприятий.

Администрация

Справка

 

 

 

 

декабрь

 

 

Руководители

кружков

Работа по проверке журналов кружковой работы.

Цель:проверить ведение журналов кружковой работы, своевременное заполнение, регулярность посещения занятий.

Проверка журналов кружков.

Зам. директора по ВР

Справка

воспитатели

1-12-х классов

Подготовка и проведение новогодних праздников.

Цель: проверить качество проведения праздников, проанализировать уровень активности учащихся, умение классных

руководителей привлечь учащихся к плодотворному отдыху; соблюдение ТБ

Посещение мероприятий, наблюдение

 

Зам. директора по ВР

Справка-информация

декабрь

 

воспитатели

1-12 классов, руководители кружков

Подготовка к организации каникул.

Цель:проверить целесообразность запланированных на зимние каникулы мероприятий, соответствие их возрасту и интересам учащихся

Посещение мероприятий

Зам. директора по

ВР

Общешкольный план работы на каникулы, совещание при директоре

январь-февраль

воспитатели

1-12-х классов

Итоги работы за первое полугодие.

Цель: подвести итоги работы за 1 полугодие

Отчеты классных руководителей за 1 полугодие

Зам. директор по ВР

Справка

Проверка журналов в/р классных руководителей на 3 четверть

Цель: проверить ведение журналов к/р и планирование работы к/р на 3 четверть

Журналы к/р

Зам. директора по ВР

Справка

Февраль-март

воспитатели

1- 12-х классов

Проведение недели семьи

Цель: проверить качество проведения мероприятий, проанализировать уровень активности учащихся, умение классных

руководителей привлечь учащихся и родителей

Посещение классных часов, внеклассных мероприятий.

Администрация

Справка, сообщение на совещании при директоре

Руководители кружков

Посещаемость кружков учащимися.

Цель: проверить наполняемость кружковых групп, своевременный учёт посещаемости кружковых занятий, выяснить эффективность проводимой работы по предупреждению необоснованных пропусков учащимися занятий

Анализ документации. Рейды по проверке посещаемости занятий, наблюдение, беседа

Администрация

Справка

Апрель

воспитатели

1-12-х классов

Проверка журналов в/р воспитателей на 4 четверть

Цель: проверить ведение журналов к/р и планирование работы к/р на 4 четверть

Журналы к/р

Зам. директора по ВР

информация

Состояние работы с детьми из неблагополучных семей.

Цель: организация работы с детьми из неблагополучных семей и детьми, состоящими на внутришкольном учёте.

 

Анализ посещения внеурочных мероприятий. Собеседование с учащимися. Посещение семей. Наблюдение

Зам. директора по ВР

Справка

Май

Руководители кружков

Выполнение программы кружков. Работа с журналами.

Цель:проверить выполнение программ

Проверка журналов кружков

 

Зам. директора по ВР

Справка, совещание при директоре

воспитатели

1-12-х классов

Анализ работы за учебный год.

Цель:проанализировать аналитические умения и способность подвести итоги проведенной работы классных руководителей, воспитателей, библиотекаря, преподавателей ДОП образования; определить ее результативность, поставить задачи на новый учебный год

Собеседование с классными руководителями, руководителями кружков, воспитателями, библиотекарем. Анализ документации.

Зам. директора

по ВР

Анализ воспитательной работы школы