Луи Брайль
(1809-1852)

Консультационный центр для родителей

 

 

 

 

 

Программа «Домоводство и самообслуживание. Социально – бытовая ориентировка»

План проведение занятий в школе для родителей детей - инвалидов по зрению на базе «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интернат №18»

Цель обучения: Обеспечение полноценной жизни ребенка - инвалида в семейной среде, обучение родителей ребенка - инвалида по зрению коррекционным методикам по курсу «Домоводство и самообслуживание. Социально – бытовая ориентировка».

Задачи обучения: Является сохранение и укрепление семьи, воспитывающей ребенка - инвалида, как важнейшего фактора социальной адаптации и развитие личности ребенка, создание системы работы с родителями по повышению их компетентности и формированию адекватной оценки состояния своего ребенка, как части комплексной программы коррекционного воздействия.

Формирование самостоятельности ребенка в быту должно стать одним из важнейших направлений реабилитационной работы родителей детей с нарушением зрения.

Участие родителей по самообслуживанию ребенка. Обеспечить слепым и слабовидящим детям в самостоятельной жизни, психологическую уверенность в себе, чувство независимости, самоуважения.

Привлекать незрячего ребенка к участию в домашних делах, что укрепляет веру в свои возможности, помогая, направляя, мотивируя на самостоятельность в быту.

Требование к начальному уровню подготовки:

- Формирование основ знаний родителей в трудовой деятельности слепых детей, необходимых для полноценной адаптации в обществе.

- Изучение программного материала с родителями незрячих детей по коррекционному курсу «Домоводство и самообслуживание. Социально – бытовая ориентировка» выражается в ознакомлении родителей с предметами быта, включает в себя усвоение точного названия, назначения правильных навыков использования предметов по назначению.

- Посещение программы позволит родителям лучше осознать предлагаемый материал и замотивировать родителей на практическое использование знаний в обучении и воспитании детей в домашних условиях.

Предполагаемый ожидаемый результат:

Возникновение у родителей интереса к процессу развития ребенка, желание и умение видеть маленькие, но важные дела ребенка, достижения. Участие родителей в коррекционно - образовательном процессе ребенка с пониманием значимости этого, для их ребенка, развитие чувства удовлетворенности от успешного применения своих знаний в воспитании и развитии ребенка.

Тематическое планирование занятий «Домоводство и самообслуживание. Социально – бытовая ориентировка»

Январь 2019 г. – Декабрь 2019 г.

Дата

Тема

январь

Мероприятие по личной гигиене и охране здоровья:

  1. Навыки личной гигиены
  2. Электроприборы, предназначенные для ухода за собой
  3. Охрана здоровья
  4. Домашняя аптечка

февраль

Мероприятие по правилам ухода за квартирой

  1. Ежедневные и периодические уборки
  2. Чистка плиты, раковин, унитаза

март

Мероприятие современный интерьер

  1. Основные принципы его организации. Группа мам вместе с дочерьми готовит и показывают презентации домашнего интерьера

апрель

Одежда и уход за ней

  1. Культура одежды
  2. Распознание и хранение одежды
  3. Уход за одеждой: стирка, глажение

апрель

Одежда и уход за ней

  1. Культура одежды
  2. Распознание и хранение одежды
  3. Уход за одеждой: стирка, глажение

май

Мероприятие правила ухода за обувью

  1. Чистка, сушка
  2. Хранение

июнь

Мероприятие по ремонту одежды

  1. Введение нити в иглу
  2. Пришивание пуговиц
  3. Пришивание вешалки

июль

Мероприятие по приготовлению пищи

  1. Выбор и приобретение продуктов
  2. Хранение и первичная обработка продуктов
  3. Способы и таблицы дозирования. Кулинарные книги по системе Брайля
  4. Приготовление бутербродов
  5. Приготовление салатов из отварных и сырых овощей

август

Мероприятие по сервировке стола и ориентировки за столом

сентябрь

Виды посуды и уход за ней

октябрь

Мероприятие по эксплуатации электробытовых приборов

  1. Признаки неисправности ЭБП
  2. Техника безопасности при эксплуатации ЭБП
  3. Обучение пользованию ЭБП

ноябрь

Мероприятие по планированию бюджета и обращению с деньгами

декабрь

Мероприятие по повторению и совершенствованию совместных знаний и умений учащихся и родителей детей инвалидов по зрению

 

Методические рекомендации для родителей

Развитие навыков обычно представляет определенные трудности, что требует очень большого терпения и настойчивости. Особое значение имеет развитие моторики.родителям нужно набраться терпения и не спешить. Не следует стараться научить ребенка всему сразу, лучше двигаться шажками.

При обучении опирайтесь на сохраненные органы чувств, остаточное зрение, разговаривайте.начиная обучать действию, можно использовать следующие действия:

- Мама берет руки ребенка в свои и производит действия вместе с ним - совместные действия.

- Ребенок сам производит действия, мама поможет при затруднении.

- При обучении ребенка действиям лучше находиться позади ребенка на одном с ним уровне.

- Помощь должна быть дозированной.нельзя лишать ребенка инициативы и возможности получать радость от сознания, что он это сделал сам.

- Следует как можно чаще поощрять ребенка словесно и тактильно. Это поможет ему обрести уверенность в себе.

- Старайтесь не менять часто обстановку, особенно в комнате ребенка, пока у него не выработались двигательные стереотипы ориентировки в данном помещении. Это поможет преодолеть болезнь пространства.

 

Cписок рекомендуемой литературы

1. Авакьянц И.С. Изучение бытовой техники и овладение навыками ее эксплуатации. Из книги "Социальная реабилитация". Опыт работы. ЛП ВОС. - М.: ВОС,1985.

2. Овладение инвалидами по зрению умениями и навыками самообслуживания и ведения хозяйства /Под ред. Э.М. Стерниной, В.А. Феоктистовой.-Воронеж, 1992

3. Петунина Г.В. Обучение домоводству и самообслуживанию в условиях реабилитационного центра . В кн.: Психологическое обеспечение элементарной реабилитации слепых /Сб.ст. под ред.: З.Г. Ермолович. - М.: ВОС, 1988

4. Руцкая Е.Н. Организация работы по домоводству и самообслуживанию: Учеб.пособие. - М.:ВОС, 1987

5. Руцкая Е.Н., Карпова А.Г. Ведение домашнего хозяйства инвалидам по зрению.-М.