Луи Брайль
(1809-1852)

Документы инновационной площадки

Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 18» город Кисловодск __________________________________________________________________

(полное наименование организации, осуществляющей образовательную деятельность, и иной, действующей  в сфере образования, расположенной на территории  Ставропольского края (далее – образовательная организация)

 ПРОГРАММА КРАЕВОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ 2021-2023 годы

__________________________________________________________________

(указывается период реализации инновационного проекта (программы))

 «Дополнительное образование как фактор успешного профессионального самоопределения учащихся с ограниченными возможностями здоровья»

(наименование инновационного проекта (программы))

 

1. Сведения об организации

Наименование образовательной организации (по уставу, полное и краткое)

Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 18» город Кисловодск

ГКОУ «Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 18» город Кисловодск

Фактический адрес образовательной организации

ул. Линейная 68 г. Кисловодск

Ставропольский край

Ф.И.О. руководителя образовательной организации

Кислюк Светлана Александровна

Ф.И.О. научного консультанта (при наличии)

Солдатова Ольга Даниловна, заведующая кафедрой специального и инклюзивного образования СГПИ филиал в г. Ессентуки, кандидат психологических наук, доцент

Контактное лицо по вопросам представления заявки

Телешева Светлана Викторовна

Контактный телефон

8(87937)2-06-26

Телефон образовательной организации

8(87937)2-06-26

Сайт образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

tifloschool.ru

Электронный адрес образовательной организации

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Официальные статусы организации соискателя в сфере образования (федеральная/региональная инновационная площадка, экспериментальная площадка, участник международных/ федеральных/региональных конкурсов) на момент подачи заявки (наименование статуса, год присвоения, реквизиты документа о присвоении статуса)

Ведущее образовательное учреждение России. Национальный реестр 2019 год. Свидетельство № 1414 выдано 09.06.2020 года.

Краевой ресурсный центр ранней помощи приказ МО СК № 586-пр от 13.04.2018 года

Краевой ресурсный спортивно-оздоровительный центр приказ МО СК № 1349-пр от 06.12.2016 года

Краевой ресурсный центр тифлокондуктивных технологий приказ МО СК № 1153-пр от 28.08.2017 года

Краевой консультативный центр для родителей в рамках реализации регионального проекта «Поддержка семей, имеющих детей, в Ставропольском крае» от 04 февраля 2019 года № 073-20019-Е30026-1 и во исполнение приказа Министерства образования Ставропольского края от 28.02.2019 г. № 150-пр.

Участник реализации мероприятия федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», направленного на поддержку образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам
(протокол от 24 декабря 2018 г. № 16) приказ МО СК от 30.04.2019 № 656-пр « Об утверждении перечня государственных образовательных учреждений»

Опыт успешно реализованных проектов организации соискателя, включая инновационные образовательные проекты в международных, федеральных/региональных программах за последние 3 года

2017-2020 г.г. Инновационная площадка по теме: «Эффективная модель успешной социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья посредством дополнительного образования» Приказ министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 27 декабря 2013 года № 1374-пр «Об утверждении Порядка признания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных организаций, действующих в сфере образования на территории Ставропольского края.

2018 г. Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации. Подпрограмма "Создание, апробация и распространение адаптированного комплекса образовательных и просветительско-информационных материалов по финансовой грамотности для слепых и слабовидящих школьников 10-12 классов"

В рамках договора о реализации подпроекта № FEFLP-FGI-4-1-4 с Обществом с ограниченной ответственностью «Современный образовательный центр» (ООО СОЦ) города Москва.

2018 г. Краевой этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель-дефектолог в России - 2018». В соответствии с приказом МО СК от 22 августа 2018 года № 1286-пр и на основании Протокола заседания жюри Конкурса от 08 августа 2018 г. диплом III степени: Куценко Елену Викторовну учителя-дефектолога государственного казенного общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 18», город-курорт Кисловодск.

2018 г. II Всероссийский конкурс «Школа –территория здоровья». В соответствии с приказом Министерства образования Ставропольского края от 3 сентября 2018 года №1343-пр и на основании протокола заседания жюри II Всероссийского конкурса «Школа –территория здоровья» от 3 августа 2018 года. Наградить дипломом I степени за 1 место Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 18». 

2019 г. Победитель I краевого конкурса профессионального мастерства «Призвание – психолог» Куликова Александра Андреевна 1 место в номинации «Мое профессиональное кредо».

2019-2024 г. Участник реализации мероприятия федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», направленного на поддержку образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16) приказ МО СК от 30.04.2019 № 656-пр « Об утверждении перечня государственных образовательных учреждений…» нацпроект разработан  Минпросвещения России во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»

 

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА

Наименование инновационного проекта (программы) организации- соискателя

«Дополнительное образование как фактор успешного профессионального самоопределения учащихся с ограниченными возможностями здоровья»

Направление инновационной деятельности в соответствии с нормативно-правовым актом министерства образования Ставропольского края

Разработка, апробация и внедрение новых элементов содержания образования и систем воспитания детей с ОВЗ, новых педагогических технологий, учебно-методических учебно-лабораторных комплексов, форм, методов и средств обучения и воспитания детей с ОВЗ в организациях, в том числе с использованием ресурсов негосударственного сектора (п.5.1.1. Приказ МО СК № 737 от 30.06.2020)

Основная идея инновационного образовательного проекта (программы)

Создание и апробация системы профессионального самоопределения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в школьном обучении.

Создание и апробация системы профессионального ориентирования учащихся с ограниченными возможностями здоровья:

через освоение традиционных для учащихся с нарушениями зрения профессий: вокал и инструментальное исполнительство, медицинский массаж и адаптивная физическая культура;

через освоение новых нетрадиционных для учащихся с нарушениями зрения профессий гончар-керамист, допечатная обработка текстов.

Цели и задачи инновационного проекта (программы)

Основная цель в создании системы активного профессионального самоопределения учащегося с ограниченными возможностями здоровья, имеющего специальные трудности на пути перехода от группы социальной адаптации, к группе социальной успешности, через группу по интересам, затем к социальной и профессиональной самореализации и социальной ответственности в структуре общественных взаимоотношений.

Расширение и дополнение модели успешной социализации личности обучающегося с ОВЗ новыми аспектами социализации, через сетевое дополнительное допрофессиональное обучение ребенка с нарушениями зрения.

Организации деятельности учебных мастерских и творческих лабораторий, мультифункционального центра для осуществления профориентационной работы в отдельных образовательных организациях края, реализующих адаптированные программы в которых обучаются дети с нарушениями зрения.

Основные задачи:

Создание условий в образовательном процессе школы-интерната №18 города Кисловодска для профессионального самоопределения учащихся с ОВЗ;

информирование обучающихся и родителей о новых профессиональных возможностях для лиц с нарушениями зрения;

выявление и устранение психолого-педагогических проблем в процессе профессионального ориентирования учащихся с нарушениями зрения;

разработка методических материалов по вопросам профессионального ориентирования и профессионального самоопределения учащихся с нарушениями зрения;

разработка и апробация программ, медицинский массаж и адаптивная физическая культура;

апробация учащимися, предполагаемой профессиональной роли через включение в деятельность системы дополнительного образования школы;

разработка системы мониторинга процессов профессионального ориентирования и профессионального самоопределения учащихся и выпускников в школы-интерната.

Период реализации инновационного образовательного проекта (программы)

2021-2023 год

Обоснование актуальности выполнения инновационного образовательного проекта (программы):

-основание выбора тематики;

-новизна, инновационность предлагаемых решений

Развитие личности учащегося с ОВЗ, способной к самоактуализации и самореализации, является актуальной проблемой современного образования. В связи с этим стратегической задачей образовательных структур является ориентация на самоопределение личности с ОВЗ, способной конструктивно решать круг проблем, выдвигаемых нынешней цивилизацией. Особое значение решение этой задачи имеет для выпускников с ограниченными возможностями. Это обусловлено, прежде всего, изменением статуса людей с ограниченными возможностями в современном российском обществе; признанием их права на независимое существование и самостоятельное жизненное самоопределение. Создание равных условий и возможностей участия в жизни общества для всех его членов – одна из приоритетных задач, которую призвано решать демократическое государство. Несмотря на принятие ряда нормативных документов, гарантирующих соблюдение всех гражданских прав и свобод людям с ограниченными возможностями здоровья, проведение политики интеграции данной социальной группы встречает на своем пути множество трудностей.

Анализ статистических медицинских показателей детского населения Ставропольского края позволяет нам утверждать, что актуальность нашего проекта «Дополнительное образование как фактор успешного профессионального самоопределения учащихся с ограниченными возможностями здоровья» и реализация модели мультифункционального центра (непрерывного обучения) в системе: « тифлокондуктивное сопровождение - детский сад – общеобразовательная школа - дополнительное предпрофессиональное обучение – получение рабочей специальности - трудоустройство выпускника» будет возрастать. Всего, в Ставропольском крае в 2018 году проживает 11069 детей инвалидов. В нашем образовательном учреждении в 2018 году обучалось 164 человека; в 2019 году -174 человека, в 2020 – 176 учащихся, по состоянию на 01.09.2020 года численность обучающихся составляет 172 человека, в том числе более 40% составляют учащиеся со сложной структурой дефекта. Обучение таких учащихся в других образовательных организациях вне сетевой формы потребует значительных материальных затрат в части оборудования рабочих мест, создания условий безбарьерной среды, подготовки педагогов тифлопедагогов-дефектологов. Дополнительное образование, предпрофильная подготовка будет способствовать активизации процессов профессионального самоопределения учащихся с нарушениями зрения.

В своем выступлении Президент В.В.Путин поручил реализовать в субъектах Российской Федерации программы сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве (Пр-1067, п.2б) наш проект направлен на решение данной стратегической задачи.

Являясь участником нацпроекта разработанного Минпросвещения России во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и включающего в себя десять федеральных проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей»,  мы видим свои возможности в формирование системы непрерывного обучения и приобретения профессиональных знаний и новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой̆ экономики учащимися с нарушениями зрения. Полученная в школьном обучении предпрофильная подготовка и рабочие навыки по специальности позволят трудоустраивать выпускников, что в свою очередь является мощным мотивирующим фактором, как для обучающихся, так и для их родителей.

Область практического использования и применения результатов инновационного образовательного проекта (программы) организации-соискателя с указание целевой аудитории

Реализация проекта будет способствовать повышению престижа коррекционных общеобразовательных учреждений Ставропольского края и создавать условия мотивации педагогов и специалистов к разработке новых проектов, гарантирующих динамику развития системы российского образования.

Результаты нашего проекта могут быть рекомендованы к использованию в работе с другими категориями обучающихся с ОВЗ.

Разработанные программы предпрофессионального обучения учащихся с ОВЗ могут быть использованы в работе с другими категориями обучающихся с ОВЗ.

Разработанные программы методические рекомендации предпрофессионального обучения учащихся с ОВЗ могут быть использованы в подготовке педагогов адаптивной физической культуры, специалистов дефектологическое профиля.

Разработанная модель образовательного учреждения, как мультифункционального центра (непрерывного обучения) в системе: «тифлокондуктивное сопровождение - детский сад – общеобразовательная школа - дополнительное предпрофессиональное обучение – получение рабочей специальности - трудоустройство выпускника» может быть использована в работе с другими категориями лиц с ОВЗ.

Результаты инновационной деятельности будут опубликованы в виде сборников методических рекомендация по реализации каждого направления предпрофильного обучения: гончар-керамист, допечатная обработка текстов, вокал и инструментальное исполнительство, медицинский массаж и адаптивная физическая культура.

Целевая аудитория:

Учащиеся, выпускники и родители;

Педагоги и специалисты;

Учащиеся и сотрудники сторонних учреждений;

Специалисты учреждений системы дополнительного образования города-курорта Кисловодска;

Специалисты и студенты профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего и среднего профессионального обучения;

Специалисты организаций культуры и спорта города-курорта Кисловодска;

Специалисты службы занятости населения;

Представители бизнеса КМВ.

 

3. ПЛАНИРУЕМОЕ РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

3.1. Финансовое обеспечение реализации инновационного образовательного проекта (программы)

п/п

Источник финансирования реализации инновационного образовательного проекта (программы)

Планируемое направление расходов при реализации инновационного образовательного проекта (программы)

 1.

Краевой бюджет

2021 г. Публикация методических материалов по вопросам профессионального ориентирования и профессионального самоопределения учащихся с нарушениями зрения;

 2.

Краевой бюджет

2022г. Публикация методических материалов и программ предпрофильного обучения учащихся с нарушениями зрения по направлению гончар- керамист.

 3.

Краевой бюджет

2022 г. Публикация методических материалов и программ предпрофильного обучения учащихся с нарушениями зрения по направлению допечатная обработка текстов;

 4.

Краевой бюджет

2022 г. Публикация методических материалов и программ предпрофильного обучения учащихся с нарушениями зрения вокал и инструментальное исполнительство.

 5.

Краевой бюджет

2022 г. Публикация методических материалов и программ предпрофильного обучения учащихся с нарушениями зрения медицинский массаж и адаптивная физическая культура.

 6.

Краевой бюджет

2022 год Проведение научно-практической конференции на тему: «Дополнительное образование в профессиональном самоопределении учащихся с ограниченными возможностями здоровья» совместно с филиалом СГПИ г. Ессентуки

 7.

Краевой бюджет

2021-2023 годы Обучающие мастер-классы на тему расширение, адаптация и апробация программ предпрофильного обучения учащихся с нарушениями зрения.

 

3.2. Кадровое обеспечение организации при реализации инновационного образовательного проекта (программы)

Ф.И.О. участника инновационного проекта

Должность, категории, ученая степень, звание (если имеется)

 

Функциональные обязанности в ходе реализации инновационного проекта

 1,

Кислюк Светлана

Александровна

Директор школы, высшая

Руководитель инновационной площадки

 2.

Телешева Светлана Викторовна

Зам директора школы, высшая, кандидат психологических наук

Куратор по инновационной деятельности

 3.

Самозванцева Людмила Васильевна

Зам директора школы, высшая

Административно-управленческий аппарат

 4.

Андреева Ирина Вячеславовна

Учитель музыки, высшая

специалист

 5.

Куликов Вячеслав Александрович

Учитель музыки, высшая

специалист

 6.

Куликова Александра Андреевна

Педагог-психолог

специалист

 7.

Земляк Татьяна Николаевна

Учитель физкультуры, высшая

специалист

 8.

Хетагурова Людмила Николаевна

Учитель физкультуры, высшая

специалист

 9.

Лисунов Владислав Игнатович

Учитель адаптивной физкультуры

специалист

 10,

Рыбкина Александра Николаевна

 Учитель ИЗО, высшая

специалист

 11.

Колесниченко Татьяна Яковлевна

 Учитель труда, высшая

специалист

 12.

Куценко Елена Викторовна

Учитель биологии, высшая

специалист

 13.

Колесникова Наталья Ивановна

Врач, высшая

специалист

 14.

Рябов Павел Васильевич

Учитель информатики

специалист

 15.

Сидоренко Михаил Александрович

Воспитатель, Учитель информатики

специалист

 

3.3. Нормативно правовое обеспечение при реализации инновационного образовательного проекта (программы)

№ п/п

Наименование нормативного правового акта

Краткое обоснование применения нормативного правового акта в рамках реализации инновационного образовательного проекта (программы) организации-соискателя

 1.

ФЗ № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ч.4.ст.20.

Определение условий инновационной деятельности образовательной организации

 2.

Закон Ставропольского края от 30.06.2013 «Об образовании» ч.3. ст.9

Создание условий инновационной деятельности образовательной организации в Ставропольском крае

 3.

Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 22.03.2019 г. № 21-н

Утверждение порядка формирования и функционирования инновационной структуры в системе образования.

 4.

Приказ МО СК № 737-пр от 30.06.2020 года

Утверждение порядка признания организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Ставропольского края, а также их объединений краевыми инновационными площадками. Оформление заявки.

 5.

Протокол педагогического совета от 02.06. 2020 года № 6.

Решение об утверждении темы: «Дополнительное образование, как фактор успешного профессионального самоопределения учащихся с ограниченными возможностями здоровья» инновационной деятельности педагогического коллектива и подачи заявки.

 

3.4. Организации - соисполнители инновационного образовательного проекта (программы) (организации-партера инновационного образовательного проекта (программы) (при наличии)

 п/п

Наименование организации - соисполнители инновационного образовательного проекта (программы) (организации-партера инновационного образовательного проекта (программы)

Основные функции организации - соисполнители инновационного образовательного проекта (программы) (организации-партера инновационного образовательного проекта (программы)

 1.

Филиала ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Ессентуки

Содействие в организации и проведении научно-практической конференции на тему: «Дополнительное образование в профессиональном самоопределении учащихся с ограниченными возможностями здоровья»

 2.

ГБОУ ВО «Российский государственный социальный университете» филиал в г. Пятигорске

Содействие в организации и проведении научно-практической конференции на тему: «Дополнительное образование в профессиональном самоопределении учащихся с ограниченными возможностями здоровья»

 3.

ГБОУ СПО «Кисловодский Медицинский колледж» Минздрава России

ГБПОУ СК «Кисловодский медицинский колледж» Ставропольского края

Содействие в разработке методических материалов и программ предпрофильного обучения учащихся с нарушениями зрения медицинский массаж и адаптивная физическая культура.

 4.

ГБПОУ «Ессентукский Центр реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья»

Содействие в разработке методических материалов и программ предпрофильного обучения учащихся с нарушениями зрения медицинский массаж и адаптивная физическая культура.

 5.

ФКПОУ «Курский музыкальный колледж-интернат слепых»

Содействие в разработке методических материалов и программ предпрофильного обучения учащихся с нарушениями зрения вокал и инструментальное исполнительство

 6.

Некоммерческое партнерство общеобразовательная организации «Школа № 21» г. Кисловодск

Проведение мастер-классов по программ предпрофильного обучения, учащихся с нарушениями зрения адаптивная физическая культура.

 7.

Литературно-музыкальный музей «Дача Шаляпина»

Содействие в разработке и публикации методических материалов и программ предпрофильного обучения учащихся с нарушениями зрения вокал и инструментальное исполнительство

 8.

МБУК «Выставочный зал» город Кисловодск

Мастер-класс предпрофильного обучения учащихся с нарушениями зрения керамика и гончарное дело

 9.

Общество с ограниченной ответственностью «Прайс» г. Ессентуки

Содействие в разработке и публикации методических материалов и программ предпрофильного обучения учащихся с нарушениями зрения допечатная подготовка

 10.

ДМШ №1 и ДМШ №2 города Кисловодска

Содействие в разработке и публикации методических материалов и программ предпрофильного обучения учащихся с нарушениями зрения вокал и инструментальное исполнительство

 

4. ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА (ПРОГРАММЫ)

4.1.Исходные теоретические положения

В последние годы в России наметилась тенденция повышения стратифицирующей роли профессии и профессионализма. Качественное профессиональное образование имеет высокий реабилитационный потенциал. Современный этап специального образования людей с ограниченными возможностями характеризуется использованием разнообразных, в том числе инновационных форм обучения, увеличением численности студентов-инвалидов, что обусловлено: вниманием государственных, международных организаций к решению проблем людей с ограниченными возможностями, смещением акцентов социальной политики с социального обеспечения к социальной интеграции и активизации людей с ограниченными возможностями во всех сферах общественной жизни, принятием законодательных актов, в которых выделяются особо требования включить людей, имеющих инвалидность в систему интегрированного общего и профессионального образования; изменением парадигмы системы образования, для которой одна из основных задач – самоопределение личности в выборе образовательных траекторий в соответствии с ее способностями, запросами и возможностями. Профессиональное самоопределение личности с ограниченными возможностями в условиях среднего специального учебного заведения является важной проблемой, решение которой возможно лишь на основе интеграции психологического знания, накопленного в различных областях психологической науки.

Мера самоопределения личности детерминируется способностью общества обеспечить развитие в человеке инициативы. Основу самоопределяющейся личности, составляет умение человека определять главное, ведущее в своем образовании и трудовой деятельности, в соответствии с реальной социально-экономической политикой общества и личностными интересами.

Самоопределение предполагает личное осознание человеком морального требования, выполнение его не по принудительной обязанности а, подчиняясь голосу собственной совести, из стремления делать благо не только для себя, но и для отдельных людей и общества в целом; самодеятельность в решении разноплановых проблем; критику отживших и участие в созидании новых материально-духовных ценностей; готовность выступить против устоявшихся традиций и мнения коллектива, если последнее противоречит её совести.

Основу самоопределяющейся личности, отмечают Б.Г. Ананьев, В.А. Бодров, Ю.П.Ветров, Е.И. Головаха, И.С. Кон, Е.А. Климов, С.П. Крягже, Н.С. Пряжников и др., составляет умение человека определять главное, ведущее в собственном образовании и трудовой деятельности, в соответствии с реальной социально-экономической политикой общества и личностными интересами, и проявлять при этом творчество.

В нашем исследовании под самоопределяющейся личностью понимается самодеятельный человек, осознанно принимающий решения, утверждающий себя как личность, способный самостоятельно ставить, перед собой разноплановые цели и достигать их решения не смотря на ограниченные возможности.

Исходя из этого в исследовании профессионального самоопределения личности с ограниченными возможностями, осуществляемом в области педагогической психологии мы учитываем современные достижения в области тифлопсихологии, психологии развития, психологии личности, социальной психологии, психологии профессий и других наук.  Особое внимание уделяется проблеме профессионального самоопределения личности, формированию качеств, ориентированных на самоактуализацию, интеллектуализацию, субъектность. В этой связи в образовательном процессе главным становится обеспечение условий профессионального самоопределения, что способствует интегрированию личности в социум, развитию творческой индивидуальности, расширению субъектных смыслов, способности осваивать духовные ценности.

 

4.2. Этапы и сроки реализации инновационного проекта (программы)

Реализация проекта рассчитана на 3 года с 2021 по 2023 год. В реализации проекта «Дополнительное образование как фактор успешного профессионального самоопределения учащихся с ограниченными возможностями здоровья» планируется три этапа:

  • подготовительный 2021 год,
  • основной деятельности 2021-2022 год,
  • заключительный 2023 год.

 

4.3. Содержание и методы реализации инновационного проекта(программы), необходимые условия реализации работ

Инновационный проект «Дополнительное образование как фактор успешного профессионального самоопределения учащихся с ограниченными возможностями здоровья», является сложной формой организации инновационной деятельности и включает в себя:

  • форму целевого управления инновационной деятельностью.
  • процесс осуществления инноваций.
  • совокупность документов.

По характеру инновационной деятельности- научно-методический.

По уровню решения проблем -региональный.

По характеру целей проекта - конечный – отражает цели, решения проблемы в целом.

По временному периоду реализации– среднесрочный (до 5 лет).

По типу инноваций - создание нового продукта.

По масштабности решаемых задач– мультипроект – представлен в виде комплексных программ, объединенных в монопроект, направленный на достижение многих инновационных целей (создание учебно-методических комплексов).

 

В ходе реализации инновационного образовательного проекта планируется применение следующих общенаучных методов:

Теоретические методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация, моделирование, прогнозирование.

Эмпирические методы: наблюдение, тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент.

Методы и средства деятельности

Прогнозируемые результаты применения методов

 

- Проектно-целевой метод управления;

- SWOT анализ;

- Методы анализа деловой документации;

- Метод мозгового штурма;

- Дискуссии;

- Матрица идей;

- Метод кейсов

Дорожная карта деятельности рабочей группы.

Пакет нормативных документов для реализации проекта.

Диагностический инструментарий.

Повышение уровня компетенции педагога.

Предложения и методические рекомендации по изменению образовательного пространства.

Планы работы педагогов в рамках проекта, определение этапов профессионального становления и сроков осуществления обратной связи для всех участников проекта.

Кейс методик и технологий, направленных на развитие исследовательской деятельности.

_ Семинары практикумы;

- Вебинары;

- Мастер-классы;

- Квест-игры;

- Деловые игры;

- Дискуссии;

- Круглый стол;

- Участие педагогов в профессиональных конкурсах;

- Открытая практика педагогов;

- Публикации;

- Внутренняя экспертиза.

Овладение участниками проекта педагогическими технологиями, необходимыми для его реализации через семинары, мастер-классы, деловые игры, круглые столы, квест-игры и т.д.

Календарные и перспективные планы работы педагогов, включающие в себя реализацию задач проекта.

Каталог ресурсов и программных материалов.

Диагностики познавательной активности.

Мониторинги.

Овладение участниками проекта педагогическими технологиями, необходимыми для его реализации

Создание условий для формирования у учащегося положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях и стремление к познанию нового, опираясь на полученные знания.

Аналитические справки реализации идеи проекта.

Методическая копилка созданных проектов.

Опубликованные методические рекомендации и методические пособия по теме проекта на сайте, в интерне-сообществах и СМИ.

 

4.4. Современное состояние исследований и разработок по данному инновационному проекту (программе)

Предпрофессиональная подготовка слепых и слабовидящих является важной проблемой, в решение которой способна внести свой вклад психология. С точки зрения деятельностной теории развития личности А.Н.Леонтьева, человеческие функции формируются в процессе онтогенеза, причем решающим условием является активность и адекватность в совместной деятельности и речевом общении. Компенсация и доразвитие психических функций, как частный случай развития указывает А.Н.Леонтьев, возможны лишь при организации (врожденная или ранняя слепота) или возобновлении (поздняя слепота) активной деятельности в новых условиях.

Экспериментальные исследования Л.П. Григорьева, В.В. Давыдов, А.И. Каплан, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин и др., стоящих на позициях деятельностной теории развития личности, показывают, что деятельность в различных ее видах является решающим условием для  предупреждения дегенеративных изменений личности, распада психики личности с ограниченными возможностями.

 Как отмечается в исследованиях Г.М. Андреева, Л.И. Божович, Е.М. Борисова, М. Вернон, А.Г. Литвак, А.И. Зотов, Б.И. Коваленко и др. в обучении студентов с ограниченными возможностями (инвалидов по зрению) не достаточно учитываются психологические аспекты профессионального самоопределения. Отмечается снижение активности студентов в учебном процессе, их неумение оценивать и соотносить свои возможности с требованиями профессии, что в конечном итоге отрицательно сказывается на выборе ими жизненных стратегий. В современной педагогической психологии недостаточное внимание уделяется изучению самоопределения личности людей с дефектами зрения, а также возможностям их профессионального  самоопределения, это предполагает необходимость обращения к достижениям науки, способствующим развитию личности как субъекта деятельности (индивидуального и коллективного).

 Развитие личности, как субъекта деятельности, являющееся важнейшей целью и задачей образовательной системы широко изучалось и рассматривалось в контексте ряда фундаментальных философско-методологических исследований, осуществленных Г.М. Андреевой, К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьевым, Л.И. Анциферовой, А.А. Бодалевым, Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, В.Н. Мясищевым, С.Л. Рубинштейном, А.А. Реаном, и др.

Исследования, посвященные проблеме развития личности студентов с ограниченными возможностями (инвалидов по зрению) (А.Г. Литвак, А.И. Зотов, Б.И. Коваленко, Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева и др.), показали, что ее устойчивые свойства (направленность, способности, темперамент, характер и др.) опосредованно связаны с дефектами зрения. В одних случаях эта связь более детерминирована недостатками в области чувственного познания и неудачным опытом познавательной и ориентировочной деятельности, в других – неблагоприятными условиями воспитания, «выпадением» из коллектива, ограничением деятельности, отрицательным результатом налаживания контактов с окружающими людьми. Еще менее выраженной оказывается взаимосвязь между формированием отдельных компонентов структуры личности и глубиной и временем возникновения первичного дефекта.

В работах по тифлопсихологии показано, что включение инвалидов по зрению в активную деятельность препятствует появлению псевдо компенсаторных приспособлений (М.И. Земцова, А.И. Зотов, А.Г. Литвак, А.В. Политова и др.). Не изменяя своей сущности, сохраняя основные формы, деятельность человека при глубоких нарушениях зрения приобретает дополнительную компенсаторную функцию. Слепота и слабовидение обусловливают определенную специфику деятельности. Это, прежде всего, проявляется в изменении характера сенсорного контроля, то есть в ограничении или полном исключении зрительного контроля за протеканием операций и замене его контролем осязательным и слуховым. По определению Ф.Энгельса, рука человека развилась в непревзойденную по своей универсальности сложную систему с обратной связью. Она стала осуществлять функции познания внешнего мира, стала органом восприятия активного сознания, представляющего собой сочетание тактильной и температурной чувствительности с кинестезией. Для слабовидящих и слепых рука является одним из основных источников информации. Успешное выполнение деятельности слепым или слабовидящим является важнейшим показателем скомпенсированности дефекта, т. к. общественно-трудовая деятельность – это основной фактор интеграции инвалидов по зрению в обществе. Лица с нарушением зрения имеют возможность учиться в вузах и техникумах более чем по 20 специальностям, успешно овладевая ими, при определенных условиях (В.П. Ермаков, 2002). Подготовка специалистов из числа инвалидов по зрению (I и  II групп инвалидности) осуществляется по специальностям: правоведение, родной язык и литература, история, философия, политология, математика, прикладная математика и т.д. В средних учебных заведениях подготовка специалистов из числа слепых и слабовидящих (I  и II групп инвалидности) ведется в библиотечных техникумах, музыкальных училищах, училищах культпросвет работы. Работа по подготовке инвалидов по зрению проводится в Кисловодском медицинском колледже.

Студенты-инвалиды по зрению сталкиваются с трудностями в обучении, связанными с тем, что у них проявляется задержка, нарушается взаимосвязь в формировании отдельных компонентов структуры личности. Это обусловлено сенсорными дефектами и проявляется в развитии личности слепого как профессионала.

Мотивация выбора ими профессиональной деятельности различна. Наибольшую сложность мотивация выбора профессии представляет у студентов, лишившихся зрения уже во взрослом возрасте и имеющих другую профессиональную подготовку. У этой категории лиц возникает проблема фрустрации, неизбежная в данной ситуации. Ограничение физических возможностей вызывает внешнюю мотивацию выбора профессии, что затрудняет самоопределение личности как субъекта деятельности.

Как показывают исследования, студенты с ограниченными возможностями испытывают потребность в психологической поддержке при решении проблем личностного и профессионального самоопределения, сохранения и развитии психического здоровья, развития социальной активности и личности в целом (Н.А. Агаджанян, О.Ф. Алексеева, Р.Р. Блажис, А.А. Гройсман, В.И. Карандашев, В.И. Крутов, С.М. Мадорская, Ю.А. Самарин, Е.И. Третьякова, М.С. Яницкий и др.).  В связи с этим наша работа направлена не только на определение особенностей личностного и профессионального самоопределения студентов с ограниченными возможностями, но и на выявление благоприятных психологических условий данного процесса.

В условиях личностно развивающего образования (субъектно-субъектного взаимодействия) возможно развитие личности (целостной, гармоничной) как субъекта деятельности, что важно в профессиональной подготовке слепых и слабовидящих студентов, рассматриваемой в нашей работе.

Вопросы, раскрывающие особенности самоопределения личности профессионала, человека с отсутствующим или глубоко нарушенным зрением, в современной педагогической психологии не получили пока своего достаточного раскрытия. В то же время, знание особенностей профессионального самоопределения студентов с ограниченными возможностями (инвалидов по зрению) является необходимым условием формирования активной, гармонически развитой личности.

 

4.5. Обоснование значимости реализации инновационного проекта(программы) для развития системы образования Ставропольского края

В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». Главная задача конвенции заключается в том, чтобы детально разработать права инвалидов и выработать пути их реализации. Цель настоящей Конвенции заключается в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства. К инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими (статья 1).

Руководящие принципы Конвенции:

- Уважение достоинства, присущего человеческой личности, личная самостоятельность, включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости лиц;

-  Недопущение дискриминации;

-  Полная и эффективная интеграция в общество;

-  Уважение различий и принятие инвалидов как части человеческого многообразия и гуманности;

-  Равенство возможностей;

-  Уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность.

Методологической основой нашего проекта являются теоретические положения, разработанные такими учеными, как: Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, М.Я. Басов, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, а также работы Л.И. Божович, B.C. Мухиной и других, изучавших личность ребенка и ее формирование . Все проблемы, включенные в настоящий проект, рассматриваются с позиций единства деятельностного и личностного подходов, сформировавшихся в отечественной психологии.

Деятельностный подход в сопровождении учащихся с ОВЗ предполагает развитие и коррекцию учащегося с ограниченными возможностями здоровья только в процессе деятельности посредством специального обучения, в ходе которого учащийся овладевает психологическими средствами, позволяющими ему осуществлять контроль и управление своей внутренней и внешней активностью. Согласно С.Л. Рубинштейну, деятельность определяется самим объектом, но не прямо, а через «внутренние» закономерности, то есть внешнее воздействие дает тот или иной психический эффект, лишь преломляясь через психическое состояние человека, через сложившийся у него строй мыслей и чувств. В качестве системы внутренних условий выступает личность с ее сложной многоуровневой структурой.

Личностный подход ориентирует специалистов сопровождения на работу с конкретным учащимся с его проблемами и особенностями, обусловленными ограниченными возможностями жизнедеятельности, на развитие его как личности, устойчивой к социальным невзгодам. Благодаря такому подходу ученик постепенно становится хозяином собственного «Я», субъектом деятельности и общения, получает возможность направлять свои усилия на саморазвитие и самореализацию. Чтобы достичь цели сопровождения, необходимо сформировать личность учащегося как субъекта деятельности и общения.

Названные подходы, рассматриваемые в единстве, определяют роль специалистов сопровождения учащихся с ОВЗ  в общей системе школы-интерната, задача которых состоит в том, чтобы, используя различные подходы, обеспечить в процессе различных видов деятельности и общения создание внутренних и внешних условий для продвижения учащегося с ограниченными возможностями в развитии.

При разработке проекта нами широко использовались работы, посвященные проблемам аномалий развития психики и личности: Л.С. Выготского, Б.В. Зейгарник, Б.С. Братусь, В.В. Лебединского, М.А. Власовой, М.В. Певзнер, Г.Е. Сухаревой, А.Е. Личко и многих других, утверждающих индивидуальный гуманистический подход в обучении детей с ограничениями жизнедеятельности.

При рассмотрении вопросов, относящихся к проблеме сопровождения учащихся с ОВЗ, мы учитывали не только особенности конкретных дефектов (ЗПР, слепота и слабовидениеи) и их влияние на психику, но и на закономерности развития личности учащегося, независимо от специфики дефекта. Такой подход обусловлен, тем, что развитие как нормального, так и аномального учащегося, согласно исследованиям многих современных ученых, подчиняется общим законам формирования психики и личности человека в онтогенезе.

Анализ исследований по проблеме инклюзивного образования позволил нам при разработке проекта опираться на следующие принципы инклюзивного (включающего) образования:

- признание равной ценности для общества всех учеников и педагогов;

- повышение степени участия обучающихся в культурной жизни школы-интерната и одновременное уменьшение уровня изолированности части учащихся от общешкольной жизни;

- устранение барьеров на пути получения знаний и полноценного участия  в жизни для всех учащихся, а не только для тех, кто имеет инвалидность или относится к тем, у кого есть особые образовательные потребности;

- анализ и изучение попыток преодоления барьеров и улучшения доступности школы-интерната для отдельных учащихся, проведение реформ и изменений, направленных на благо всех учащихся школы-интерната в целом.

 

4.6. Достигнутые результаты, разработанные продукты, мероприятия, проведенные в рамках проекта (программы) в образовательных организация Ставропольского края

Достигнутые результаты:

Создание модели профессионального самоопределения личности выпускника с ОВЗ.

Расширение имеющейся модели социализации элементами сетевого взаимодействия между ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 18» и учреждениями системы дополнительного образования города-курорта Кисловодска, учреждениями Всероссийского общества слепых, профессиональными образовательными организациями, образовательными организациями высшего профессионального обучения, культуры и спорта и бизнеса.

Активное включение в процесс профессионального самоопределения обучающихся ГКОУ «Специальной (коррекционной) школы-интерната № 18» педагогов дополнительного образования.

Полученные в школьном обучении навыки позволят избежать ошибок в профессиональном самоопределении и последующем трудоустройстве, выпускников что в свою очередь является мощным мотивирующим фактором как для обучающихся, так и для их родителей.

Разработанная модель мультифункционального центра (непрерывного обучения) в системе: «тифлокондуктивное сопровождение - детский сад – общеобразовательная школа - дополнительное предпрофессиональное обучение – получение рабочей специальности - трудоустройство выпускника» может быть использована в работе с другими категориями лиц с ОВЗ.

Разработанные продукты:

Результаты инновационной деятельности будут опубликованы в виде сборников методических рекомендация по реализации каждого направления предпрофессионального подготовки: гончар-керамист, допечатная обработка текстов, вокал и инструментальное исполнительство, медицинский массаж и адаптивная физическая культура, всего не менее 6 программ и 6 методических рекомендаций.

Данные программы и методические рекомендации предпрофессионального обучения учащихся с ОВЗ могут быть использованы подготовке педагогов адаптивной физической культуры, специалистов дефектологическое профиля.

Не менее 6 научно-методических и обучающих мероприятий, проведенных в рамках проекта, в том числе:

  1. Организации и проведении научно-практической конференции на тему: «Дополнительное образование в профессиональном самоопределении учащихся с ограниченными возможностями здоровья» планируемое количество участников -50 человек из числа студентов и специалистов системы образования Ставропольского края.
  2. Мастер-класс по теме: «Роль адаптивной физической культуры в выборе профессии» планируемое количество участников -20 человек из числа студентов и специалистов системы образования Ставропольского края.
  3. Мастер-класс по теме: «Роль информационных технологий в выборе профессии» планируемое количество участников -20 человек из числа студентов и специалистов системы образования Ставропольского края.
  4. Мастер-класс по теме: «Роль адаптивной физической культуры в выборе профессии» планируемое количество участников -20 человек из числа студентов и специалистов системы образования Ставропольского края.
  5. Мастер-класс по теме: «Вокал и инструментальное исполнительство в выборе профессии выпускника школы-интерната» планируемое количество участников -20 человек из числа студентов и специалистов системы образования Ставропольского края.
  6. Мастер-класс по теме: «Особенности выбора профессии «Медицинский массаж» выпускниками школы-интерната» планируемое количество участников -20 человек из числа студентов и специалистов системы образования Ставропольского края.

 

4.7. Обоснование устойчивости результатов проекта (программы) после окончания его реализации, включая механизмы его( ее) ресурсного обеспечения

В ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 18 созданы необходимые условия для организации предпрофильного обучения учащихся и проведения совместных мероприятий с родителями, проведения индивидуальных консультаций по их запросам.

Имеется необходимое оборудование: гончарная мастерская, музыкальный и физкультурный зал, кабинеты для индивидуальных занятий с педагогом-психологом, методический и медицинский кабинет, кабинет массажа, обеспеченный литературой, пособиями.

Основными критериями устойчивости инновационного проекта являются:

  • · заинтересованные квалифицированные педагоги и специалисты;
  • · заинтересованность родителей (законных представителей) в работе по формированию у учащихся четких преставлений о собственных профессиональных интересах;
  • · ресурсное обеспечение проекта;
  • · развитие предметно-развивающей среды;
  • · использование современных форм взаимодействия ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 18 с семьей;
  • · использование современных форм взаимодействия ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 18 с социальными партнёрами;
  • · наличие собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни деятельности школы.

 

4.8. Перечень научных и (или) учебно-методических разработок по теме проекта (программы)

Информация о разработанных учебно-методических комплектах к дополнительным профессиональным программам (программам повышения квалификации) по вопросам реализации современных образовательных и организационно-правовых моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе ГКС(К)ОУ «Специальной школы-интерната № 18 III и IY видов» города Кисловодска, по теме «Успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья».

 

Наименование учебно-методических комплектов к дополнительным профессиональным программам (программам повышения квалификации).

Модули УМК

1

Обслуживающий труд как форма трудовой  реабилитации детей-инвалидов.

 

Модуль 1 Нормативно-правовые основы организации обслуживающего труда в условиях школы - интерната для детей, имеющих нарушения зрения

Модуль  2 Методы, принципы и содержание организации обслуживающего труда детей, имеющих нарушения зрения

Модуль  3 Техника безопасности как важная составляющая в организации обслуживающего труда учащихся с нарушениями зрения

Модуль 4 Формирование знаний и умений по социально-бытовой ориентировке.

2

Коррекционные технологии в работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения

 

Модуль 1 Коррекционные технологии в работе ДОО (компенсирующего вида)

Модуль 2 Коррекционные технологии в работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения.

Модуль 3 Применение коррекционных технологий в дошкольном образовании детей с нарушением зрения в формате ФГОС.

Модуль 4 Технологии подготовки к обучению в школе детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

3

Организация коррекционно-реабилитационной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, средствами тифлоинформатики

Модуль 1. Сущность и специфика коррекционно-реабилитационной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, средствами тифлоинформатики.

Модуль 2. Инновационные технологии коррекционно-реабилитационной работы с детьми, имеющими нарушения зрения.

Модуль 3. Использование информационно-коммуникационных технологий при проведении коррекционно-реабилитационной работы с детьми, имеющими нарушения зрения.

Модуль 4. Тифлоинформатика как инновационная технология осуществления коррекционно-реабилитационной работы с детьми, имеющими нарушения зрения.

Модуль 5. Ресурсное обеспечение коррекционно-реабилитационной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, средствами тифлоинформатики.

4

Современные подходы к организации внеурочной деятельности слепых и слабовидящих детей.

Модуль 1. Роль внеурочной деятельности в процессе социализации и интеграции в общество слепых и слабовидящих детей.

Модуль 2. Организация внеурочной деятельности слепых и слабовидящих детей.

Модуль 3. Методика реализации программ внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности при работе со слепыми и слабовидящими детьми.

Модуль 4. Методика реализации программ внеурочной деятельности экологической направленности при работе со слепыми и слабовидящими детьми.

5

Дистанционное обучение детей-инвалидов в образовательной организации, реализующие адаптированные основные образовательные программы начального, основного и среднего общего образования

Модуль 1. Особенности дистанционного обучения детей-инвалидов в образовательной организации: нормативно-правовое и организационно-педагогическое обеспечение.

Модуль 2. Специфика дистанционного обучения детей-инвалидов, их учет при разработке и реализации адаптированных основных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования.

Модуль 3. Организация процесса обучения с использованием дистанционных технологий.

Модуль 4. Психолого-педагогические и методические аспекты.

Модуль 5. Ресурсное обеспечение дистанционного обучения детей-инвалидов в образовательной организации дистанционного обучения детей-инвалидов.

6

Содержание и технологии реабилитации, способствующей успешной социализации слепых и слабовидящих детей.

Модуль 1. Организация реабилитационной работы  со слепыми и слабовидящими детьми.

Модуль 2. Современные подходы к содержанию реабилитации, способствующей успешной социализации слепых и слабовидящих детей.

Модуль 3. Инновационные технологии реабилитации, способствующей успешной социализации слепых и слабовидящих детей.

Модуль 4. Ресурсное обеспечение реабилитации, способствующей успешной социализации слепых и слабовидящих детей.

 

1. Дополнительная профессиональная программа «Коррекционные технологии в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушение зрения».

2. Дополнительная профессиональная программа «Современные подходы к организации внеурочной деятельности слепых и слабовидящих детей».

3. Дополнительная профессиональная программа «Содержание и технологии реабилитации, способствующей успешной социализации слепых и слабовидящих детей».

Модуль 1. «Тифлокондуктивные технологии, как ранняя помощь детям с проблемами зрения». 

Модуль 2. «Обучения и воспитания детей-инвалидов в группах кратковременного пребывания как способ приобщения обучающихся к жизни в обществе».

Модуль 1. «Адаптивная физическая культура и адаптивный спорт как средство реабилитации, способствующей успешной социализации слепых и слабовидящих детей».

Модуль 1.  «Интеграционный проект предпрофессиональной ориентации детей, имеющих нарушения зрения».

Модуль 2. «Конструктор психолого-педагогической помощи детям –инвалидам в условиях инклюзивного образования».

 

5. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ В РАМКАХ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА (ПРОГРАММЫ)

Год (этап) реализации

Мероприятия

Сроки выполнения

Ожидаемые результаты инновационной деятельности

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

2021 год

Создание рабочей группы специалистов, реализующих проект

январь

списки рабочей группы специалистов, реализующих проект

2021 год

Разработка нормативно правовой документации проекта

январь

Приказы, положения, должностные обязанности

2021 год

Организация работы педагогического коллектива
в условиях реализации проекта

Февраль

Расписание проведения уроков, внеурочных занятий, коррекционно-развивающих занятий

2021 год

Согласование с семьей учащихся с ОВЗ и утверждение индивидуальных образовательных программ учащихся с ОВЗ

февраль

Утвержденные индивидуальные образовательные программы учащихся с ОВЗ на 2021 - 2023 учебный год

2021 год

Организация поддержки и сопровождения проекта: психолого-педагогического;

научно-методического;

информационного

Весь период

Разработанные направления проекта

2021 год

Мониторинг состояния программно-методического обеспечения образовательного процесса

Июль,

Январь каждого года

Решение совещания при директоре

2021 год

Контроль хода реализации проекта, подготовка отчетов

Июль,

Январь каждого года

Обсуждение рабочих материалов на педагогическом совете

2021 год

Проведение мастер-классов по направлениям

Сентябрь-декабрь

Публикация отчетов на сайте

ОСНОВНОЙ ЭТАП

2022 год

Проведение мастер-классов по направлениям

Январь

Публикация отчетов на сайте. Апробация программ.

2022 год

Организация работы педагогического коллектива
в условиях реализации проекта

Февраль

Расписание проведения уроков, внеурочных занятий, коррекционно-развивающих занятий

2022 год

Согласование с семьей учащихся с ОВЗ и утверждение индивидуальных образовательных программ учащихся с ОВЗ

февраль

Утвержденные индивидуальные образовательные программы учащихся с ОВЗ на 2021 - 2023 учебный год

2022 год

Организация поддержки и сопровождения проекта: психолого-педагогического;

научно-методического;

информационного

Весь период

Разработанные направления проекта

2022 год

Мониторинг состояния программно-методического обеспечения образовательного процесса

Июль,

Январь каждого года

Решение совещания при директоре

2022 год

Контроль хода реализации проекта, подготовка отчетов

Июль,

Январь каждого года

 

Обсуждение рабочих материалов на педагогическом совете

2022 год

Организации и проведении научно-практической конференции на тему: «Дополнительное образование в профессиональном самоопределении учащихся с ограниченными возможностями здоровья»

 

Март-

апрель

планируемое количество участников -50 человек из числа студентов и специалистов системы образования Ставропольского края.

2022 год

Мастер-класс по теме: «Роль адаптивной физической культуры в выборе профессии»

Сентябрь

планируемое количество участников -20 человек из числа студентов и специалистов системы образования Ставропольского края.

2022 год

Мастер-класс по теме: «Роль информационных технологий в выборе профессии»

Сентябрь

планируемое количество участников -20 человек из числа студентов и специалистов системы образования Ставропольского края.

2022 год

Мастер-класс по теме: «Роль адаптивной физической культуры в выборе профессии»

Октябрь

планируемое количество участников -20 человек из числа студентов и специалистов системы образования Ставропольского края.

2022 год

Мастер-класс по теме: «Вокал и инструментальное исполнительство в выборе профессии выпускника школы-интерната»

Ноябрь

планируемое количество участников -20 человек из числа студентов и специалистов системы образования Ставропольского края.

2022 год

Мастер-класс по теме: «Особенности выбора профессии «Медицинский массаж» выпускниками школы-интерната»

Декабрь

планируемое количество участников -20 человек из числа студентов и специалистов системы образования Ставропольского края.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

2023 год

Публикация статей и отчетов о деятельности по проекту

Январь-июнь 

Планируемое количество 2 статьи

2023 год

Публикация научно-методических материалов по заявленным темам:

Вопросы профессионального ориентирования и профессионального самоопределения учащихся с нарушениями зрения;

Январь

Публикация статьи на сайте

2023 год

Публикация научно-методических материалов по заявленным темам:

гончар- керамист

Март

Публикация методических материалов на сайте

2023 год

Публикация научно-методических материалов по заявленным темам:

допечатная обработка текстов

Апрель

Публикация методических материалов на сайте

2023 год

Публикация научно-методических материалов по заявленным темам:

вокал и инструментальное исполнительство

Май

Публикация методических материалов на сайте

2023 год

Публикация научно-методических материалов по заявленным темам:

медицинский массаж и адаптивная физическая культура

Июнь

Публикация методических материалов на сайте

2023 год

Мастер-класс по теме: «Роль адаптивной физической культуры в выборе профессии»

Июль

Распространение опыта профессионального ориентирования и самоопределения (5-20 участников с выдачей сертификата)

2023 год

Мастер-класс по теме: «Роль информационных технологий в выборе профессии»

Август

Распространение опыта профессионального ориентирования и самоопределения (5-20 участников с выдачей сертификата)

2023 год

Мастер-класс по теме: «Роль адаптивной физической культуры в выборе профессии»

Сентябрь

Распространение опыта профессионального ориентирования и самоопределения (5-20 участников с выдачей сертификата)

2023 год

Мастер-класс по теме: «Вокал и инструментальное исполнительство в выборе профессии выпускника школы-интерната»

Октябрь

Распространение опыта профессионального ориентирования и самоопределения (5 - 20 участников с выдачей сертификата)

2023 год

Мастер-класс по теме: «Особенности выбора профессии «Медицинский массаж» выпускниками школы-интерната»

Октябрь

Распространение опыта профессионального ориентирования и самоопределения (5 - 20 участников с выдачей сертификата)

2023 год

Мониторинг состояния программно-методического обеспечения образовательного процесса

Июль,

Январь каждого года

Решение совещания при директоре, осуждение результатов на методических объединениях и педагогическом совете

2023 год

Подведение итогов и подготовка отчета о реализации проекта «Дополнительное образование как фактор успешного профессионального самоопределения учащихся с ограниченными возможностями здоровья»

Ноябрь-декабрь

Утверждение отчета на педагогическом совете

 

6. СПОСОБЫ АПРОБАЦИИ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА(ПРОГРАММЫ) (ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ)

Социально-общественная презентация инновационного образовательного проекта «Дополнительное образование как фактор успешного профессионального самоопределения учащихся с ограниченными возможностями здоровья». Размещение информации о результатах реализации инновационного образовательного проекта на сайте Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 18» город Кисловодск, проведение научно-практической конференции, семинаров - практикумов и мастер-классов для коллег из школ Северо-Кавказского региона и представителей системы профессионального образования региона и края.

 

7. МЕХАНИЗМЫ ВНУТРЕННЕЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ (МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ) ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА (ПРОГРАММЫ) ОРГАНИЗАЦИЕЙ-СОИСКАТЕЛЕМ.

К факторам успешности внедрения инновационного образовательного проекта «Дополнительное образование как фактор успешного профессионального самоопределения учащихся с ограниченными возможностями здоровья» мы отнесли:

  • правовое обеспечение инновационной деятельности;
  • стратегическое планирование результатов (текущих, промежуточных, итоговых), мониторинг успешности;
  • соглашение планов и программ инновационной деятельности по концептуальным позициям;
  • кадровая подготовка к профессиональному осуществлению инновационной деятельности;
  • мотивационные условия вхождения в инновационный процесс и его осуществления;
  • программа постепенного приобщения педагогического коллектива к освоению нового типа деятельности;
  • информационные данные о текущих результатах инновационной деятельности:
  • опыт удач и затруднений;
  • материально-технические, финансово-экономические условия осуществления инновационной деятельности;
  • научно-методические условия обеспечения концептуальности, системности, достоверности, воспроизводимости.

Решение данной задачи возможно через организацию и проведение мониторинга.

Мониторинг в образовании - это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития

Мониторинг носит комплексный характер, обеспечивая достижение следующей цели: выявление и оценку результативности деятельности образовательной организации в режиме инноваций.

Проводим в следующем порядке:

  1. Входной мониторинг до начала работы в проекте.
  2. Плановый 2 раза в год, июль и декабрь каждого года.
  3. Заключительный в завершении проекта.

Критерии эффективности инновационной деятельности

1 Критерий: Полнота разработанных нормативных правовых документов по проблеме инновационной деятельности

Показатели:

1. Наличие нормативно-правовой базы по проблеме инновационной деятельности: приказы, положения, договоры, локальные акты, инструктивные материалы.

2. Соответствие содержания нормативных правовых документов, предъявляемым к ним требованиям.

3. Унифицированность разработанных нормативно-правовых документов (возможность их использования в других образовательных организациях области).

2 Критерий: Степень разработанности учебно-методического и научно-методического обеспечения инновационной деятельности в образовательной организации

Показатели:

1. Наличие учебно-методических материалов, разработанных и/или апробированных в ходе инновационной деятельности: образовательные программы, учебные планы, банк, апробированных в рамках инновационной деятельности активных методов обучения, современные образовательные технологии, направленные на развитие учащихся. современные воспитательные технологии, направленные на развитие учащихся, элективные курсы.

2. Соответствие учебно-методических материалов, разработанных в условиях инновационной деятельности, государственным образовательным стандартам, действующим санитарно-гигиеническим нормам и требованиям.

3. Наличие, разработанных в результате инновационной деятельности научно-методических материалов: методические пособия. методические рекомендации.
практические пособия. методические рекомендации органам управления образованием различного уровня и образовательным организациям по внедрению результатов инновационной деятельности.

4. Наличие диагностического инструментария оценки качества образования в условиях инновационной деятельности: пакет контрольно-диагностических методик обученности, пакет контрольно-диагностических методик воспитанности, пакет контрольно-диагностических методик, определяющих состояние здоровья учащихся, пакет контрольно-диагностических методик (социологических анкет) для выявления удовлетворенности субъектов образовательного процесса качеством образования в условиях инновационной деятельности.

5. Наличие системы мониторинга, оценивающего различные аспекты образовательно-воспитательного процесса в условиях инновационной деятельности.

3 Критерий: Влияние изменений, полученных в результате инновационной деятельности, на качество образования обучающихся

Показатели:

1. Качество знаний.

2. Уровень обученности.

3. Уровень воспитанности.

4. Уровень состояния здоровья обучающихся.

5. Развитие индивидуальных способностей.

6. Удовлетворенность детей и их родителей образовательным процессом.

4 Критерий: Влияние изменений, полученных в результате инновационной деятельности, на рост профессиональных компетенций педагогических и руководящих работников

Показатели:

1. Степень вовлеченности педагогических и руководящих кадров образовательной организации в инновационную деятельность.

2. Удовлетворенность педагогов изменениями, происходящими в результате инновационной деятельности.

3. Повышение уровня квалификации педагогических и руководящих работников.

4. Повышение профессиональной активности педагогического состава образовательной организации:

участие в конкурсах профессионального мастерства,

участие в семинарах,

участие в конференциях различного уровня и пр.

5. Количество проведенных мероприятий на базе образовательного учреждения по теме инновационной деятельности.

5 Критерий: Информационное сопровождение инновационной деятельности

Показатели:

1. Наличие публикаций по теме инновационной деятельности в научно-методических журналах

2. Наличие публикаций (репортажей) по теме инновационной деятельности в СМИ

3. Отражение результатов инновационной деятельности на сайте образовательной организации

4. Наличие аналитических материалов по результатам мониторинговых исследований, выявляющих результативность (эффективность) инновационной деятельности

6 Критерий: Социальная значимость инновационной деятельности

Показатель:

1 Удовлетворенность субъектов образовательного процесса качеством образования в условиях инновационной деятельности.

7 Критерий: Наличие потенциала для получения статусов «Стажерская площадка», «Школа-лаборатория инновационного развития» и т.д.

Показатели:

1. Наличие положительного опыта, полученного в результате инновационной деятельности.

2. Наличие условий для повышения квалификации педагогических и руководящих работников через деятельностное освоение отдельных направлений образовательной политики.

3. Участие в сетевом взаимодействии с образовательными организациями по направлению деятельности инновационной площадки.

 

8. ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА (ПРОГРАММЫ) И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ-СОИСКАТЕЛЯ ПО СПОСОБАМ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Профессиональное самоопределение учащихся с ОВЗ –перспективное стратегическое направление образовательной политики, в значительной степени затрагивающее основы специального коррекционного образования.

Поэтому на этапе проектирования необходимо рассмотреть и оценить сущностные и ситуативные противоречия и ограничения этого процесса, риски и ресурсы, дабы заложить основы по-настоящему действенного образования и избежать перекосов и срывов в его реализации.

Поскольку образование призвано обеспечить равные права в получении общего образования детей с ОВЗ с учетом их возможностей и ограничений, его реализация на практике предполагает увязывания в единой системе интересов всех участников образовательного процесса, включая детей с ОВЗ.

Согласование интересов участников образования с позиции учеников, педагогов, администрации общеобразовательного учреждения является по своей сути внутренне противоречивым процессом.

В основе этого процесса лежат противоречия самого процесса обучения, которые обостряются, усугубляются в условиях инклюзии, а в частности, это противоречия:

- между общественным характером образования и индивидуальной формой овладения знаниями, социальными навыками;

- между ориентацией учителя на работу с классным коллективом и индивидуальным подходом к учащимся с ОВЗ;

- между объективной оценкой результатов освоения учебной программы и индивидуальным оцениванием достижений учащегося по отношению к его возможностям;

- между стандартизацией, регламентацией образования и его оптимизацией в конкретных условиях;

- между стремлением участников процесса к успеху и достижениям – с одной стороны - и заботой о сохранении и укреплении здоровья – с другой и т.п.

Однако на первый план выходят противоречия, присущие собственно обучению детей с ОВЗ, обусловленные стремлением к равным правам при неравных возможностях, а именно противоречия:

- между потребностью детей с ОВЗ учиться, развиваться вместе со сверстниками  и их ограниченными возможностями делать это, как другие;

- между затратами, усилиями на обучение детей с ОВЗ и аналогичными затратами и усилиями по отношению к их сверстникам;

- между общим и специальным в обучении детей с ОВЗ, имеющим нарушения различного генеза;

- между гуманистическим эффектом и экономической эффективностью инклюзии и др.

Следует отметить, что противоречия, присущие образованию, будучи диалектическими по своей природе, не суть препятствия на пути его осуществления, а скорее – имманентные рычаги созидания и развития.

Образование в настоящий момент имеет ряд ограничений нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-методического, социокультурного свойства.

Первая группа ограничений связана с недостаточной разработанностью нормативно-правовой базы инклюзивного образования детей с ОВЗ – как федерального, так и регионального уровня. В настоящий момент рабочей группой авторитетных экспертов России подготовлена специальная глава по инклюзивному образованию Проекта нового Закона РФ об образовании, разработаны и обсуждаются проекты Федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Большие полномочия по созданию нормативно-правовой базы инклюзивного образования с учетом региональной специфики, особенностей и традиций принадлежат субъектам РФ. В нескольких субъектах РФ уже принят  ряд региональных законов, законодательных актов, положений, инструктивно-методических писем, определяющих порядок и механизмы реализации инклюзивного образования на практике. В Тульской области нормативные акты по инклюзивному обучению детей с ОВЗ пока не разработаны.

Вторая группа ограничений обусловлена дефицитом финансирования образовательных учреждений. Ограниченность субсидий, выделяемых школам на развитие и поддержку функционирования, существенно затрудняет создание условий для осуществления инклюзивного образования. Вместе с тем, подготовка образовательных учреждений и осуществление инклюзивного обучения детей с ОВЗ сопряжены со значительными дополнительными финансовыми затратами - как на совершенствование материально-технической базы учреждений, так и на заработную плату педагогов, повышение  их квалификации.

Третья группа ограничений связана с необходимостью учета специфики, индивидуально-типологических особенностей детей с ОВЗ в организации учебно-воспитательного процесса в условиях стандартизации и регламентации образования. Эффективная и адекватная инклюзия  предполагает необходимость разработки индивидуальных вариативных учебных планов и программ на основе государственных стандартов, их организационное и методическое обеспечение.

Наконец, наиболее сущностными являются ограничения социокультурного и психологического свойства, обусловленные особенностями массового и индивидуального сознания людей по отношению к людям с инвалидностью в российском обществе. Для нашей страны культурно обусловлено, традиционно и весьма  инерционно восприятие детей с ОВЗ в контексте специального (коррекционного) образования. Согласно таким представлениям, сложившимся на протяжении нескольких десятилетий, развитие детей с нарушениями может  происходить только в условиях сегрегации, отделения от общества.

 

9. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИННОВАЦИОННЫХ РЕШЕНИЙ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА (ПРОГРАММЫ)

Разработка и апробация программы профессионального самоопределения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в трех возрастных группах воспитанников и учащихся с ОВЗ:

3-6 лет – «Познаем профессии»;

12-14 лет- «Профессиональной ориентации»;

16-20 лет – «Профессионального самоопределения».

Полученные результаты позволят отработать технологии воспитательного воздействия через комплекс психологических, педагогических, профессиональных компетенций, наработанных воспитанниками и учащимися в ходе реализации программы. Программа рассчитана на 3 года соответственно за время реализации будет возможность провести анализ воспитательных и социализирующих технологий. Обобщить и распространить накоплены опыт профориентирования и профессионального самоопределения учащихся с нарушениями зрения в нетрадиционных видах профессиональной деятельности (керамика, допечатная подготовка, адаптивная физическая культура).

 

10. ОЖИДАЕМЫЕ ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА (ПРОГРАММЫ)

Расширение социально- культурных контактов образовательного учреждения. Апробация программ с партнерами из других школ и профессиональных образовательных организаций, создание и реализация новых инновационных сетевых проектов, выпуск сборника учебных и научно-методических статей педагогов.

 

11. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАСПРОСТРАНЕНИЮ И ВНЕДРЕНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА (ПРОГРАММЫ) И ПО ВНЕСЕНИЮ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ ОБ ОБРАЗОВАНИИ (ПРИ НАЛИЧИИ)

Коллектив ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 18» города-курорта Кисловодска предлагает на уровне законодательства Ставропольского края рассмотреть возможность увеличения направлений профессиональной подготовки в системе среднего профессионального образования для выпускников с ограниченными возможностями здоровья различных нозологических групп.

 

 

 

 


План работы

Программа инновационной площадки на 2021-2023

ОТЧЕТ КРАЕВОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ за 2021 год

ЗАЯВКА НА ПРИЗНАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КРАЕВОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКОЙ 2021-2023 годы

Приказ "Об открытии инновационной площадки"

ЗАЯВКА НА ПРИЗНАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КРАЕВОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКОЙ 2021-2024

Информационная карта краевой инновационной площадки в сфере образования Ставропольского края

ПОЛОЖЕНИЕ об инновационной площадке государственного казённого общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №18» города-курорта Кисловодска

Должностная инструкция руководителя инновационной площадки

Выписка из протокола педагогического совета № 4 от 25 мая 2016 года

Заявка «На признание образовательной организации Краевой инновационной площадкой» 2016-2021 годы

Приложение к заявке «На признание образовательной организации Краевой инновационной площадкой» 2016-2021 годы

Письмо руководителям образовательных организаций, подведомственных министерству образования и молодежной политики Ставропольского края

Согласование

Приказ №1255-пр от 11.11.2016 «О перечне краевых инновационных площадок, действующих в сфере образования Ставропольского края, по состоянию на 01 января 2017 года»

Приказ №1374-пр от 27.12.2013 «Об утверждении Порядка признания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных организаций, действующих в сфере образования на территории Ставропольского края, а также их объединений краевыми инновационными площадками в Ставропольском крае»