Луи Брайль
(1809-1852)

Группы кратковременного пребывания 2016

Группы кратковременного пребывания функционируют на базе ГКОУ «Специальная (коррекционная)общеобразовательная школа – интернат № 18» г-к Кисловодска с 2011 года согласно Приказа по школе за №54 от 20.06.2011г.

Группы начали свою работу после утверждения разработанного положения, в котором отражены основные функции, цели и задачи, комплектация, прописан режим работы, составлены должностные инструкции специалистов учреждения.

Основными функциями «Группы кратковременного пребывания» являются:

  • охрана жизни и здоровья детей;
  • коррекция физического, психического развития и здоровья детей;
  • обеспечение интеллектуального и личностного развития ребенка;
  • забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка.

Цель: коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы, развитие произвольной сферы и самоконтроля, развитие социально-личностной компетентности и тем самым обеспечение всестороннего гармонического развития ребенка с нарушением зрительной функции; развитие процессов компенсации; исправление и восстановление нарушенных зрительных функций; сглаживание недостатков познавательной деятельности у детей с нарушением зрения.

Задачи:

  • Коррекция отклонений в эмоционально-волевом развитии, профилактика нежелательных негативных тенденций личностного и эмоционального развития у ребенка с нарушением зрения.
  • Ориентировка в пространстве слепого и слабовидящего ребенка: научить определять направления по отношению к себе, двигаться в заданном направлении; научить понимать слова, выражающие временные понятия.
  • Развитие фонематического слуха и воспитание звуковой культуры речи детей с проблемами по зрению.
  • Формирование грамматически правильной речи. Развитие связной речиу ребенка с нарушением зрения и детей с ОВЗ.
  • Развитие умения сравнивать, развивать понимание смыслового значения слов.
  • Развивать формообразующие движения, научить различать и называть цвета, научить различать предметы по их изображению.
  • Расширить чувственный опыт детей с нарушением зрения, познакомить с сенсорными возможностями различных органов чувств и научить ими пользоваться на практике.
  • Подготовка детей к школе.
  • Консультирование родителей специалистами учреждения по вопросам развития и воспитания детей с проблемами зрения и детей с ОВЗ.

Целевые группы комплектуются по разновозрастному принципу в целях решения конкретных задач воспитания и обучения детей в зависимости от регионального компонента:

  • группа компенсирующего вида с осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;
  • обеспечение интеллектуального и личностного развития ребенка;
  • обеспечение преемственности дошкольного и начального образования;
  • группа родителей;

С 2015 года открыта новая целевая группа - группа ранней диагностики тифлокондуктивных технологий, которую могут посещать дети с 1 месяца до 3-х лет. Данная программа работает для оказания ранней помощи родителям в воспитании ребенка–инвалида по зрению или ребенка с ОВЗ.

Перед коллективом школы были поставлены ряд задач, которые реализовались в течение работы по данной программе в группах.

С детьми проводиться социализация и реабилитация, развивается их активность, желание взаимодействовать со всеми участниками процесса, воспитывается адекватная самооценка, положительно проявляются партнерские отношения со сверстниками, наблюдается положительная учебная мотивация, эмоциональный фон.Тесно осуществляется сотрудничество с родительской общественностью.

Формы и условия работы с ребенком:

Обучение, коррекция, развитие в группе компенсирующего вида по программе:

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) под ред. Л.И. Плаксиной;

2. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», в соответствии ФГОС.

Формы реализации коррекционных задач:

  • индивидуальные коррекционные занятия;
  • групповые коррекционные занятия;
  • видео занятия;
  • учебно-тренировочные;
  • сюжетные занятия;
  • игровые занятия;
  • тренировочные занятия;
  • комплексные занятия;
  • физкультурно-познавательные занятия;
  • нетрадиционные занятия;
  • консультации родителей

Идёт работа по развитию инфраструктуры дошкольной группы и материально-технической базы, которая включает в себя:

  • Кабинет дошкольного образования и воспитания;
  • Кабинет АФК, оснащенный мягкими модулями и адаптированными к детям-инвалидам тренажерами;
  • Кабинет музыки и ритмики;
  • Комната отдыха;
  • Кабинет психолога с комнатой для релаксации;
  • Кабинет тифлокондуктивных технологий;
  • Кабинет окулиста;
  • Медицинский кабинет с полным оснащением специализированной аппаратурой;
  • Кабинет аппаратного массажа;
  • Физиокабинет;
  • Мультимедийное оборудование;
  • Специализированное тифлооборудование;
  • Интерактивное, сенсорное оборудование.

В рамках реализации проекта в 2016 году было охвачено 67 детей дошкольного возраста и их родителей.

По статистическим данным наблюдается рост детей поступающих в группы кратковременного пребывания.

В основе подпрограммы: реализация положений Международной конвенции о правах ребенка, статьи 43 Конституции РФ, закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24.07.98 № 124-ФЗ, закона РФ «Об образовании», п. 5, ст. 18, Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, п. 21, Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, п. 21.

Как показывает наш опыт, помощь оказывается более эффективной, когда с семьей одновременно работает команда специалистов. Работа в команде позволяет смотреть на проблему или ситуацию одновременно с разных сторон и решать сразу несколько задач.

Группа (группы) кратковременного пребывания является структурной единицей образовательного Учреждения, которая обеспечивает реализацию прав ребенка на коррекцию отклонений и реабилитацию, на охрану жизни, укрепление здоровья, адекватное физическое и психическое развитие.

Основными функциями групп кратковременного пребывания являются:

  • Кабинет дошкольного образования и воспитания;
  • Кабинет АФК, оснащенный мягкими модулями и адаптированными к детям-инвалидам тренажерами;
  • охрана жизни и здоровья детей;
  • коррекция физического и психического развития и здоровья детей;
  • обеспечение интеллектуального и личностного развития ребенка;
  • забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка;
  • обеспечение преемственности дошкольного и начального образования.

Медицинское обслуживание: коррекция здоровья детей осуществляются штатным медицинским персоналом Учреждения.

Количество и виды Групп определяются Учреждением в зависимости от потребностей населения. В группу принимались дети, от 1,5 года до 7 лет.

Продолжительность занятий и режим работы в Группах организовывался с учетом гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей дошкольного и школьного возраста в организованных формах обучения.

В 2016 году проведено 160 коррекционно-развивающих занятий с детьми, 201 индивидуальное занятие, 20 обучающих занятий для родителей, 20 психологических тренингов, провели консультирование родителей в количестве 67 семей.

Эффективность программы

Эффективность работы, групп кратковременного пребывания для нашего учреждения заключается в том, что дети с ОВЗ имеют уникальную возможность продолжить обучение в нашей школе. Такие дети составили 20% от общего количества учащихся проходивших обучение в группах кратковременного обучения.

Была оказана своевременная медико-психолого- педагогическая помощь 174 воспитанникам с ОВЗ.

Группа кратковременного пребывания решает задачи социальной и педагогической компенсации условий для полноценного развития ребенка-инвалида.

Содержание образования направлено на реализацию направлений концепции дошкольного воспитания, образовательных программ:

  • осуществление преемственности и плавного перехода от воспитания детей в условиях семьи к воспитанию в образовательном учреждении;
  • содействие всестороннему развитию детей раннего возраста, их ранней социализации, позволяющей обеспечить успешную адаптацию ребенка- инвалида к условиям образовательного учреждения;
  • повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей-инвалидов;
  • развитие познавательной сферы детей, соответствующее возрасту; расширение кругозора, усвоение общественно выработанных способов использования окружающего мира;
  • взаимодействие с родителями с целью развития у них педагогической компетентности по отношению к собственным детям- инвалидам, по созданию необходимых условий для воспитания и полноценного развития ребенка- инвалида, реализации заложенного в нем индивидуального потенциала, активного вхождения в социум.

Кадровый потенциал

В рамках работы в 2016 году по реализации мероприятий подпрограммы «Государственная поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, нуждающихся лечении, детей и подростков с девиатным поведением, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края от 28 декабря 2015 года №583-п свою работу осуществляли высококвалифицированные специалисты. Опыт, которых составляет более 5-и лет.

 

 

Психолого-педагогический состав:

ФИО

Образование

Квалификация

Награды

1

Алешникова Г.М. (социальный педагог)

Высшее

Соответствие

Заслужен

ный работник РФ

2

Алешникова И.А (воспитатель)

Высшее

Высшая

-

3

Земляк Т.Н. (учитель ЛФК)

Высшее

Первая

-

4

Каргинова И.Н. (воспитатель)

Высшее

Соответствие

-

5

Колокольцева Г.В (тифлопедагог)

Высшее

Первая

Почетный работник образования РФ

6

Куликов В.А. (музыкальный руководитель)

Высшее

Первая

Премия Детского признания «Хрустальный воробей»

7

Ляхова С. В. (психолог)

Высшее

Высшая

-

8

Севастьянова Л. И. (логопед)

Высшее

Первая

Почетный работник образования РФ

9

Серегина С.И. (учитель-дефектолог)

Высшее

Высшая

-

Медицинский состав:

ФИО

Образование

Квалификация

1

Артюхова Л.А. (медсестра – ортоптистка)

Средне специальное

Первая

2

Атабиева З.Б (врач- педиатр)

Высшее

Высшая

Все специалисты с 2014-2016 года прошли курсы повышения квалификации в соответствии с ФГОС.

Разработан комплексный план работы, программы, представлены тематические планы, подобраны методические материалы:

1. Программа психологической работы по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы детей 4-7 лет в группе кратковременного пребывания.

2. Программа для детско-родительской группы с элементами социально-психологического тренинга (семья с ребенком-инвалидом в возрасте 6 лет).

3. Методический материал к занятиям в группе кратковременного пребывания.

4. Тематическое планирование музыкальных занятий.

5. Тематическое планирование. Тифлопедагогика.

6. Тематическое планирование. Адаптированная физическая культура.

7. Тематическое планирование. Воспитательная работа.

8. Тематическое планирование. Логопедия.

9. Программа развития детей.

Фотоэкскурсия

НА ЗАНЯТИЯХ У ПСИХОЛОГА

И помощь, и совет… Иногда о проблеме ребенка говорить надо без него. «И что же дальше» - с интересом спрашивает ребенок.
А потом мама обязательно поможет малышу! И я так могу! А мы уже позанимались!

 

НА МУЗЫКАЛЬНОМ ЗАНЯТИИ

Здесь всегда весело! А мама подпоёт!

 

У ДЕФЕКТОЛОГА И ЛОГОПЕДА

  Как интересно! Вот что значит: «совместно»
 
  Изучаем кончиками пальцев.  

 

НАДО ПОДКРЕПИТЬСЯ!

 

ПОКА РОДИТЕЛИ УЧАТСЯ…

    Всегда на пользу.
   
  Хочу помочь своему ребенку!  

 

У ТИФЛОПЕДАГОГА

 

НА АППАРАТНОМ МАССАЖЕ НОГ

 

ПРАВОВУЮ ПОДДЕРЖКУ СЕМЬИ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ У СОЦИОЛОГА

 

АДАПТИВНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА

 

У ОКУЛИСТА

 

А ТЕПЕРЬ ПОГОВОРИМ…