Группы кратковременного пребывания 2016
Группы кратковременного пребывания функционируют на базе ГКОУ «Специальная (коррекционная)общеобразовательная школа – интернат № 18» г-к Кисловодска с 2011 года согласно Приказа по школе за №54 от 20.06.2011г.
Группы начали свою работу после утверждения разработанного положения, в котором отражены основные функции, цели и задачи, комплектация, прописан режим работы, составлены должностные инструкции специалистов учреждения.
Основными функциями «Группы кратковременного пребывания» являются:
- охрана жизни и здоровья детей;
- коррекция физического, психического развития и здоровья детей;
- обеспечение интеллектуального и личностного развития ребенка;
- забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка.
Цель: коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы, развитие произвольной сферы и самоконтроля, развитие социально-личностной компетентности и тем самым обеспечение всестороннего гармонического развития ребенка с нарушением зрительной функции; развитие процессов компенсации; исправление и восстановление нарушенных зрительных функций; сглаживание недостатков познавательной деятельности у детей с нарушением зрения.
- Коррекция отклонений в эмоционально-волевом развитии, профилактика нежелательных негативных тенденций личностного и эмоционального развития у ребенка с нарушением зрения.
- Ориентировка в пространстве слепого и слабовидящего ребенка: научить определять направления по отношению к себе, двигаться в заданном направлении; научить понимать слова, выражающие временные понятия.
- Развитие фонематического слуха и воспитание звуковой культуры речи детей с проблемами по зрению.
- Формирование грамматически правильной речи. Развитие связной речиу ребенка с нарушением зрения и детей с ОВЗ.
- Развитие умения сравнивать, развивать понимание смыслового значения слов.
- Развивать формообразующие движения, научить различать и называть цвета, научить различать предметы по их изображению.
- Расширить чувственный опыт детей с нарушением зрения, познакомить с сенсорными возможностями различных органов чувств и научить ими пользоваться на практике.
- Подготовка детей к школе.
- Консультирование родителей специалистами учреждения по вопросам развития и воспитания детей с проблемами зрения и детей с ОВЗ.
Целевые группы комплектуются по разновозрастному принципу в целях решения конкретных задач воспитания и обучения детей в зависимости от регионального компонента:
- группа компенсирующего вида с осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;
- обеспечение интеллектуального и личностного развития ребенка;
- обеспечение преемственности дошкольного и начального образования;
- группа родителей;
С 2015 года открыта новая целевая группа - группа ранней диагностики тифлокондуктивных технологий, которую могут посещать дети с 1 месяца до 3-х лет. Данная программа работает для оказания ранней помощи родителям в воспитании ребенка–инвалида по зрению или ребенка с ОВЗ.
Перед коллективом школы были поставлены ряд задач, которые реализовались в течение работы по данной программе в группах.
С детьми проводиться социализация и реабилитация, развивается их активность, желание взаимодействовать со всеми участниками процесса, воспитывается адекватная самооценка, положительно проявляются партнерские отношения со сверстниками, наблюдается положительная учебная мотивация, эмоциональный фон.Тесно осуществляется сотрудничество с родительской общественностью.
Формы и условия работы с ребенком:
Обучение, коррекция, развитие в группе компенсирующего вида по программе:
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) под ред. Л.И. Плаксиной;
2. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», в соответствии ФГОС.
Формы реализации коррекционных задач:
- индивидуальные коррекционные занятия;
- групповые коррекционные занятия;
- видео занятия;
- учебно-тренировочные;
- сюжетные занятия;
- игровые занятия;
- тренировочные занятия;
- комплексные занятия;
- физкультурно-познавательные занятия;
- нетрадиционные занятия;
- консультации родителей
Идёт работа по развитию инфраструктуры дошкольной группы и материально-технической базы, которая включает в себя:
- Кабинет дошкольного образования и воспитания;
- Кабинет АФК, оснащенный мягкими модулями и адаптированными к детям-инвалидам тренажерами;
- Кабинет музыки и ритмики;
- Комната отдыха;
- Кабинет психолога с комнатой для релаксации;
- Кабинет тифлокондуктивных технологий;
- Кабинет окулиста;
- Медицинский кабинет с полным оснащением специализированной аппаратурой;
- Кабинет аппаратного массажа;
- Физиокабинет;
- Мультимедийное оборудование;
- Специализированное тифлооборудование;
- Интерактивное, сенсорное оборудование.
В рамках реализации проекта в 2016 году было охвачено 67 детей дошкольного возраста и их родителей.
По статистическим данным наблюдается рост детей поступающих в группы кратковременного пребывания.
В основе подпрограммы: реализация положений Международной конвенции о правах ребенка, статьи 43 Конституции РФ, закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24.07.98 № 124-ФЗ, закона РФ «Об образовании», п. 5, ст. 18, Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, п. 21, Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, п. 21.
Как показывает наш опыт, помощь оказывается более эффективной, когда с семьей одновременно работает команда специалистов. Работа в команде позволяет смотреть на проблему или ситуацию одновременно с разных сторон и решать сразу несколько задач.
Группа (группы) кратковременного пребывания является структурной единицей образовательного Учреждения, которая обеспечивает реализацию прав ребенка на коррекцию отклонений и реабилитацию, на охрану жизни, укрепление здоровья, адекватное физическое и психическое развитие.
Основными функциями групп кратковременного пребывания являются:
- Кабинет дошкольного образования и воспитания;
- Кабинет АФК, оснащенный мягкими модулями и адаптированными к детям-инвалидам тренажерами;
- охрана жизни и здоровья детей;
- коррекция физического и психического развития и здоровья детей;
- обеспечение интеллектуального и личностного развития ребенка;
забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка;
- обеспечение преемственности дошкольного и начального образования.
Медицинское обслуживание: коррекция здоровья детей осуществляются штатным медицинским персоналом Учреждения.
Количество и виды Групп определяются Учреждением в зависимости от потребностей населения. В группу принимались дети, от 1,5 года до 7 лет.
Продолжительность занятий и режим работы в Группах организовывался с учетом гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей дошкольного и школьного возраста в организованных формах обучения.
В 2016 году проведено 160 коррекционно-развивающих занятий с детьми, 201 индивидуальное занятие, 20 обучающих занятий для родителей, 20 психологических тренингов, провели консультирование родителей в количестве 67 семей.
Эффективность программы
Эффективность работы, групп кратковременного пребывания для нашего учреждения заключается в том, что дети с ОВЗ имеют уникальную возможность продолжить обучение в нашей школе. Такие дети составили 20% от общего количества учащихся проходивших обучение в группах кратковременного обучения.
Была оказана своевременная медико-психолого- педагогическая помощь 174 воспитанникам с ОВЗ.
Группа кратковременного пребывания решает задачи социальной и педагогической компенсации условий для полноценного развития ребенка-инвалида.
Содержание образования направлено на реализацию направлений концепции дошкольного воспитания, образовательных программ:
- осуществление преемственности и плавного перехода от воспитания детей в условиях семьи к воспитанию в образовательном учреждении;
- содействие всестороннему развитию детей раннего возраста, их ранней социализации, позволяющей обеспечить успешную адаптацию ребенка- инвалида к условиям образовательного учреждения;
- повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей-инвалидов;
- развитие познавательной сферы детей, соответствующее возрасту; расширение кругозора, усвоение общественно выработанных способов использования окружающего мира;
- взаимодействие с родителями с целью развития у них педагогической компетентности по отношению к собственным детям- инвалидам, по созданию необходимых условий для воспитания и полноценного развития ребенка- инвалида, реализации заложенного в нем индивидуального потенциала, активного вхождения в социум.
Кадровый потенциал
В рамках работы в 2016 году по реализации мероприятий подпрограммы «Государственная поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, нуждающихся лечении, детей и подростков с девиатным поведением, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края от 28 декабря 2015 года №583-п свою работу осуществляли высококвалифицированные специалисты. Опыт, которых составляет более 5-и лет.
Психолого-педагогический состав:
№ |
ФИО |
Образование |
Квалификация |
Награды |
1 |
Алешникова Г.М. (социальный педагог) |
Высшее |
Соответствие |
Заслужен ный работник РФ |
2 |
Алешникова И.А (воспитатель) |
Высшее |
Высшая |
- |
3 |
Земляк Т.Н. (учитель ЛФК) |
Высшее |
Первая |
- |
4 |
Каргинова И.Н. (воспитатель) |
Высшее |
Соответствие |
- |
5 |
Колокольцева Г.В (тифлопедагог) |
Высшее |
Первая |
Почетный работник образования РФ |
6 |
Куликов В.А. (музыкальный руководитель) |
Высшее |
Первая |
Премия Детского признания «Хрустальный воробей» |
7 |
Ляхова С. В. (психолог) |
Высшее |
Высшая |
- |
8 |
Севастьянова Л. И. (логопед) |
Высшее |
Первая |
Почетный работник образования РФ |
9 |
Серегина С.И. (учитель-дефектолог) |
Высшее |
Высшая |
- |
Медицинский состав:
№ |
ФИО |
Образование |
Квалификация |
1 |
Артюхова Л.А. (медсестра – ортоптистка) |
Средне специальное |
Первая |
2 |
Атабиева З.Б (врач- педиатр) |
Высшее |
Высшая |
Все специалисты с 2014-2016 года прошли курсы повышения квалификации в соответствии с ФГОС.
Разработан комплексный план работы, программы, представлены тематические планы, подобраны методические материалы:
1. Программа психологической работы по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы детей 4-7 лет в группе кратковременного пребывания.
3. Методический материал к занятиям в группе кратковременного пребывания.
4. Тематическое планирование музыкальных занятий.
5. Тематическое планирование. Тифлопедагогика.
6. Тематическое планирование. Адаптированная физическая культура.
7. Тематическое планирование. Воспитательная работа.
8. Тематическое планирование. Логопедия.
Фотоэкскурсия
НА ЗАНЯТИЯХ У ПСИХОЛОГА
![]() |
![]() |
![]() |
И помощь, и совет… | Иногда о проблеме ребенка говорить надо без него. | «И что же дальше» - с интересом спрашивает ребенок. |
![]() |
![]() |
![]() |
А потом мама обязательно поможет малышу! | И я так могу! | А мы уже позанимались! |
НА МУЗЫКАЛЬНОМ ЗАНЯТИИ
![]() |
![]() |
Здесь всегда весело! | А мама подпоёт! |
У ДЕФЕКТОЛОГА И ЛОГОПЕДА
![]() |
![]() |
![]() |
Как интересно! | Вот что значит: «совместно» | |
![]() |
![]() |
|
Изучаем кончиками пальцев. |
НАДО ПОДКРЕПИТЬСЯ!
ПОКА РОДИТЕЛИ УЧАТСЯ…
![]() |
![]() |
![]() |
Всегда на пользу. | ||
![]() |
||
Хочу помочь своему ребенку! |
У ТИФЛОПЕДАГОГА
НА АППАРАТНОМ МАССАЖЕ НОГ
ПРАВОВУЮ ПОДДЕРЖКУ СЕМЬИ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ У СОЦИОЛОГА
АДАПТИВНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
У ОКУЛИСТА
А ТЕПЕРЬ ПОГОВОРИМ…