Луи Брайль
(1809-1852)

Тифлокондуктивные технологии в воспитательной работе с детьми и семьями детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья

Дети с инвалидностью, ограниченными возможностями здоровья – это социальные категории, которые сегодня становятся все заметнее в образовательной сфере. По данным Министерства здравоохранения России, число детей с инвалидностью в возрасте до 17 лет на 01.02.2021 численность детей-инвалидов 12 934 тыс., в том числе в общей численности детей-инвалидов 5 534 тыс. девочки 43% и мальчики 7 400 чел. 57%. Такая динамика влияет на развитие нового сегмента рынка труда педагогов, где формируются специальные образовательные услуги, действуют работники, имеющие подготовку, соответствующую запросам особого рода потребителей – обучающихся и их родителей. Среди наиболее востребованных методов, специалисты выделяют венгерскую систему реабилитации  кондуктивную педагогику, применяемую в институте им. А. Пете в Будапеште. Термин этот многим еще неизвестен и требует пояснения. Один из вариантов перевода – «сопровождающее воспитание». В основе методики – идея о том, что возможности мозга огромны, они используются далеко не полностью. Значит, функции пораженных клеток могут выполнить другие здоровые. Эти клетки надо «научить». Основной упор делается не только на исправление нарушенной функции, но и на поиск компенсаторных возможностей человека, на развитие личности. Основной принцип кондуктивной педагогики – активная реабилитация, то есть создание мотивации и нацеленности сознания на выполнение какого – либо действия. Одним из основных моментов кондуктивной педагогики являются групповые занятия, которые возможны как на уровне имеющегося интеллекта, так и на уровне простого копирования. К работе в группе активно привлекаются родители, что помогает активизировать их позицию, научить правильно работать с ребенком дома, улучшить атмосферу в семье.

Система тифлокондуктивного сопровождения является программой раннего развития и воспитания слепых и слабовидящих детей раннего возраста. В нашем проекте тифлокондуктивные технологии  это комплекс методов и методик, сопровождающий воспитание и развитие слепого и слабовидящего ребенка раннего возраста. Они включают:

  • диагностику сенсомоторного развития слепого и слабовидящего ребенка (консультации врача, дефектолога и тифлопедагогов);
  • разработку индивидуального воспитательно-образовательного маршрута (на основе карты сенсомоторного развития);
  • дизайн-структурирование воспитательно-образовательного пространства (структурированное обучение;
  • тифлокомментирование; кинестетический анализ окружающего пространства).

Идея использования тифлокондуктивных технологий прошла пилотную апробацию и была применена в краевой программе «Право быть равным» в период с 2015 по 2017 годы. В образовательном учреждении создан Центр тифлокондуктивных технологий для детей с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста и их семей.

Основная задача работы Центра тифлокондуктивных технологий для детей с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста и их семей  подготовка ребенка к дальнейшему обучению в образовательном учреждении.

На схеме ниже представлен алгоритм работы центра с детьми раннего возраста.

В ходе работы мы пришли к следующим результатам: идеи кондуктивной педагогики, всемирно известной системы реабилитации детей с ОВЗ, отличаются от существующих методик комплексным подходом к проблеме ограниченных возможностей здоровья ребенка. Вслед за Андреш Петью, автором и основателем кондуктивной педагогики, мы заключили, что раннее сопровождение ребенка с ОВЗ, в том числе слепого и слабовидящего. повышает потенциальные возможности ребенка на рост и развитие в соответствии с возрастными нормами и потребностями, на достойное существование и равные возможности со сверстниками.

Человек – существо биосоциальное. Следовательно, каждому ребенку крайне важно общение со своей окружающей средой. Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья данная развивающая среда сужается до размера семьи, что негативно отражается на развитии ребенка и социальном функционировании семьи как ячейки общества. Мы трактуем ограниченные возможности здоровья как особые образовательные потребности для развития ребенка с нарушениями зрения и развития в целом, применяя к данной ситуации положения Л.С. Выготского о зоне актуального и ближайшего развития. Актуальность проблемы подтверждается тем, что принципы зонального развития оказались востребованными у педагогов и психологов.

 

 

Документы

Приказ №1153 Министерства образования и молодежной политики Ставропольского края "О предоставлении средств на реализацию программы «Право быть равным»" (PDF, 160 Кб)

ОТЧЕТ О РАБОТЕ центра тифлокондуктивного сопровождения ГКОУ Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 18 за 2021 год (pdf, 208 Кб)

«Мамина школа» комплексная технология абилитации в работе с семьями, воспитывающими детей с сенсорными нарушениями и ТМНР. Эффективные технологии и практики (docx, 716 Кб)

ОТЧЕТ о проведении летней сессии «Мамина школа-2021» (docx, 1.13 Мб)

Отчет о работе центра тифлокондуктивных технологий 01.09.2019-01.07.2020 (pdf, 908 Кб)

План 2018-2019, Центр тифлокондуктивных технологий (pdf, 284 Кб)

План работы Тифло ГКОУ 01.09.2019-01.09.2020 (pdf, 164 Кб)

Положение о центре тифлокондукция (pdf, 164 Кб)

Приказы тифлокондуктивного центра (pdf, 172 Кб)