Луи Брайль
(1809-1852)

ОТЧЕТ

центра тифлокондуктивных технологий для детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей ГКОУ «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 18 города Кисловодска

 за 2022 год

Центр тифлокондуктивных технологий для детей с ОВЗ и их семей

Дети с инвалидностью, ограниченными возможностями здоровья – это социальные категории, которые сегодня становятся все заметнее в образовательной сфере. По данным Министерства здравоохранения России, число детей с инвалидностью в возрасте до 17 лет на 01.02.2021 численность детей-инвалидов 12 934 тыс., в том числе в общей численности детей-инвалидов 5 534 тыс. девочки 43% и мальчики 7 400 чел. 57%. Такая динамика влияет на развитие нового сегмента рынка труда педагогов, где формируются специальные образовательные услуги, действуют работники, имеющие подготовку, соответствующую запросам особого рода потребителей – обучающихся и их родителей. Среди наиболее востребованных методов, специалисты выделяют венгерскую систему реабилитации – кондуктивную педагогику, применяемую в институте им. А. Пете в Будапеште. Термин этот многим еще неизвестен и требует пояснения. Один из вариантов перевода – «сопровождающее воспитание». В основе методики – идея о том, что возможности мозга огромны, они используются далеко не полностью. Значит, функции пораженных клеток могут выполнить другие здоровые. Эти клетки надо «научить». Основной упор делается не только на исправление нарушенной функции, но и на поиск компенсаторных возможностей человека, на развитие личности. Основной принцип кондуктивной педагогики – активная реабилитация, то есть создание мотивации и нацеленности сознания на выполнение какого – либо действия. Одним из основных моментов кондуктивной педагогики являются групповые занятия, которые возможны как на уровне имеющегося интеллекта, так и на уровне простого копирования. К работе в группе активно привлекаются родители, что помогает активизировать их позицию, научить правильно работать с ребенком дома, улучшить атмосферу в семье.

Система тифлокондуктивного сопровождения является программой раннего развития и воспитания слепых и слабовидящих детей раннего возраста. В нашем проекте тифлокондуктивные технологии – это комплекс методов и методик, сопровождающий воспитание и развитие слепого и слабовидящего ребенка раннего возраста. Они включают:

  • диагностику сенсомоторного развития слепого и слабовидящего ребенка (консультации врача, дефектолога и тифлопедагогов);
  • разработку индивидуального воспитательно-образовательного маршрута (на основе карты сенсомоторного развития);
  • дизайн-структурирование воспитательно-образовательного пространства (структурированное обучение;
  • тифлокомментирование; кинестетический анализ окружающего пространства).

Основная задача работы Центра тифлокондуктивных технологий для детей с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста и их семей – подготовка ребенка к дальнейшему обучению в образовательном учреждении.

I. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗА ОТЧЕТНЫЙ ПЕРИОД С ДЕТЬМИ И СЕМЬЯМИ

Таблица 1. Всего обучено за 2022 год.

№ семинара

1 семинар

2 семинар

3 семинар

4 семинар

Итого

Он-лайн формат

Очный

Он-лайн формат

Кол-во детей

18

11

12

12

53

Кол-во семей

18

11

12

12

53

 

Таблица 3. Всего проведено занятий.

Мероприятия

Количество занятий

Целевые группы

первый

второй

третий

четвёртый

итого за год

1

Коррекционно-развивающие занятия

17

30

29

28

104

Воспитанники

2

Индивидуальные занятия

54

55

60

60

229

Воспитанники

3

Индивидуальные занятия для родителей

54

55

60

60

229

Родители

4

Психологические тренинги

3

5

5

5

18

Родители

5

Консультации для родителей

36

33

36

36

141

Родители

 

 

Направления коррекционной работы.

 

 

 

  

Показатели эффективности работы в группах кратковременного пребывания детей

Диаграмма 1. Показательразвития у родителей педагогической компетентности по отношению к собственным детям-инвалидам, по созданию необходимых условий для воспитания и полноценного развития ребенка-инвалида. 

 

Диаграмма 2. Охват детей очной и дистанционными формами обучения во время семинаров.       

 

 

Диаграмма 3.  Доля детей, охваченных группами кратковременного пребывания по регионам,  (% от общего числа детей 2022 года, принявших участие в программе на базе нашего учреждения).

 

 

II. ОБУЧАЮЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ

Дата проведения

Место проведения

Состав и количество участников

 Краткое содержание

  1.  

Сентябрь

ГКОУ Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 18

Студенты 

14 человек

Мастер- класс«Психолого-педагогическое сопровождение обучения слепых и слабовидящих детей основам социально-бытового ориентирования в жилом помещении».

  1.  

Ноябрь

ГКОУ Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 18

Слушатели

15 человек

стажировка по профилю переподготовки-  «Дополнительное образование»

  1.  

Декабрь

ГКОУ Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 18

Слушатели

15 человек

стажировка по профилю переподготовки-  «Дополнительное образование»

  1.  

Январь

ГКОУ Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 18

6  человек

Преддипломная практика по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» профиль подготовки «Логопедия»

  1.  

Апрель

 

ГКОУ Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 18

25 студентов - практика по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» профиль подготовки «Логопедия»

Организация онлайн практики, проведение онлайн экскурсии, вебинар на тему: Введение в профессиональную деятельность педагога-логопеда образовательной организации.

  1.  

Апрель

 

ГКОУ Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 18

15 студентов-  практики по направлению «Педагогическое  образование» профиль подготовки «Начальное образование»

Организация онлайн практики, проведение онлайн экскурсии, вебинар на тему: Введение в профессиональную деятельность учитель начальных классов образовательной организации для обучающихся с ОВЗ.

  1.  

Июнь

ГКОУ Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 18

30 человек

Онлайн Дискуссионная площадка для родителей и специалистов, проведение мастер-классов, оказание практической помощи родителям Whats App

(фото, видео) http://tifloschool.ru/

 

ИТОГО: 7 мероприятий в которых приняли участие 120 человек

 Директор школы

С.А. Кислюк

 

 

 

Документы

ОТЧЕТ центра тифлокондуктивных технологий для детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей за первое полугодие 2023 год

Приказ от 9 января 2023 года о продлении работы центра тифлокондуктивных технологий

ПОЛОЖЕНИЕ о центре тифлокондуктивного сопровождения слепых и слабовидящих детей и школьников

Архив 2021 - Тифлокондуктивные технологии в воспитательной работе с детьми и семьями детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья

Приказ №1153 Министерства образования и молодежной политики Ставропольского края "О предоставлении средств на реализацию программы «Право быть равным»" (PDF, 160 Кб)

ОТЧЕТ О РАБОТЕ центра тифлокондуктивного сопровождения ГКОУ Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 18 за 2021 год (pdf, 208 Кб)

«Мамина школа» комплексная технология абилитации в работе с семьями, воспитывающими детей с сенсорными нарушениями и ТМНР. Эффективные технологии и практики (docx, 716 Кб)

ОТЧЕТ о проведении летней сессии «Мамина школа-2021» (docx, 1.13 Мб)

Отчет о работе центра тифлокондуктивных технологий 01.09.2019-01.07.2020 (pdf, 908 Кб)

План 2018-2019, Центр тифлокондуктивных технологий (pdf, 284 Кб)

План работы Тифло ГКОУ 01.09.2019-01.09.2020 (pdf, 164 Кб)

Положение о центре тифлокондукция (pdf, 164 Кб)

Приказы тифлокондуктивного центра (pdf, 172 Кб)